Когда в детстве мальчику по имени Миша Максимович отец подарил набор солдатиков с игрушечной крепостью, Миша, недолго думая, обернул оловянных воинов в чёрные лоскутики, соорудив им таким образом монашеские рясы, а крепость переделал в монастырь и часами с увлечением мог играть «в монахов». Сегодня мальчика Мишу весь мир знает как святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Об удивительной жизни и чудесах этого великого святого ХХ века поведал читателям писатель Алексей Солоницын в своей книге «Чудотворец наших времён».
Автор не просто литературно пересказал житие святителя Иоанна. На документальной основе он написал оригинальную и увлекательную повесть, которая соединила в себе и вымышленных героев, и реальные факты из жизни современного святого. А жизнь владыки Иоанна была настолько разнообразной, непредсказуемой и удивительной, что материала хватило бы, наверное, на остросюжетный роман!
Но автор решил ограничиться малой формой, поэтому повесть получилась невероятно насыщенной. Интригует уже сам зачин — в самолёте, летящем из Москвы в Сан-Франциско, знакомятся: сербский семинарист, русские - писатель, историк и священник, владелица отеля из Сиднея и простой парень по имени Иван. Знакомятся, просто потому, что их места в салоне авиалайнера оказались рядом, но вскоре выясняется, что все они летят в Америку с одной и той же целью — побывать на торжествах по случаю прославления в лике святых архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Разговорившись, все шестеро обнаруживают, что в жизни каждого из них святитель Иоанн сыграл важную роль. Более того — у каждого есть о нём своя удивительная история.
Вслед за рассказами героев книги Алексея Солоницына «Чудотворец наших времён», из салона Боинга читатель переносится то в разруху послереволюционной России, то в тихий македонский городок Битоль, то в шумный, наполненный русскими эмигрантами Шанхай, то в Париж, а то и вовсе на экзотический остров, затерянный в водах Тихого океана. В каждом из этих мест волею Бога побывал святитель Иоанн, и повсюду, куда ступала его нога, появлялись живые свидетели святости и чудес этого необыкновенного человека.
К примеру, когда детский приют, который архиепископ Иоанн организовал в Шанхае, остался без крошки хлеба, персонал, не слушая увещеваний святителя о том, что Господь не оставит бедных детей, едва не поднял бунт. Но в тот же миг у дверей приюта затормозил грузовик, и какой-то незнакомец привёз в пожертвование несколько мешков овсяной муки. А на маленьком филиппинском острове Тубабао, куда святитель переселился во время китайско-японской войны 1937-1945 годов вместе с беженцами, он своими молитвами остановил грозный тайфун.
В динамичном, на одном дыхании читающемся произведении, похожем на приключенческую повесть и художественную биографию одновременно, Алексей Солоницын особенно подчёркивает современность и документально зафиксированную достоверность описанных фактов. И уверяет: нам есть над чем задуматься и перед чем в благоговении замереть, если всего каких-то несколько десятков лет назад ходил по этой земле Чудотворец наших времён — святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.