
Фото: James Coleman/Unsplash
Когда в детстве мальчику по имени Миша Максимович отец подарил набор солдатиков с игрушечной крепостью, Миша, недолго думая, обернул оловянных воинов в чёрные лоскутики, соорудив им таким образом монашеские рясы, а крепость переделал в монастырь и часами с увлечением мог играть «в монахов». Сегодня мальчика Мишу весь мир знает как святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Об удивительной жизни и чудесах этого великого святого ХХ века поведал читателям писатель Алексей Солоницын в своей книге «Чудотворец наших времён».
Автор не просто литературно пересказал житие святителя Иоанна. На документальной основе он написал оригинальную и увлекательную повесть, которая соединила в себе и вымышленных героев, и реальные факты из жизни современного святого. А жизнь владыки Иоанна была настолько разнообразной, непредсказуемой и удивительной, что материала хватило бы, наверное, на остросюжетный роман!
Но автор решил ограничиться малой формой, поэтому повесть получилась невероятно насыщенной. Интригует уже сам зачин — в самолёте, летящем из Москвы в Сан-Франциско, знакомятся: сербский семинарист, русские - писатель, историк и священник, владелица отеля из Сиднея и простой парень по имени Иван. Знакомятся, просто потому, что их места в салоне авиалайнера оказались рядом, но вскоре выясняется, что все они летят в Америку с одной и той же целью — побывать на торжествах по случаю прославления в лике святых архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна. Разговорившись, все шестеро обнаруживают, что в жизни каждого из них святитель Иоанн сыграл важную роль. Более того — у каждого есть о нём своя удивительная история.
Вслед за рассказами героев книги Алексея Солоницына «Чудотворец наших времён», из салона Боинга читатель переносится то в разруху послереволюционной России, то в тихий македонский городок Битоль, то в шумный, наполненный русскими эмигрантами Шанхай, то в Париж, а то и вовсе на экзотический остров, затерянный в водах Тихого океана. В каждом из этих мест волею Бога побывал святитель Иоанн, и повсюду, куда ступала его нога, появлялись живые свидетели святости и чудес этого необыкновенного человека.
К примеру, когда детский приют, который архиепископ Иоанн организовал в Шанхае, остался без крошки хлеба, персонал, не слушая увещеваний святителя о том, что Господь не оставит бедных детей, едва не поднял бунт. Но в тот же миг у дверей приюта затормозил грузовик, и какой-то незнакомец привёз в пожертвование несколько мешков овсяной муки. А на маленьком филиппинском острове Тубабао, куда святитель переселился во время китайско-японской войны 1937-1945 годов вместе с беженцами, он своими молитвами остановил грозный тайфун.
В динамичном, на одном дыхании читающемся произведении, похожем на приключенческую повесть и художественную биографию одновременно, Алексей Солоницын особенно подчёркивает современность и документально зафиксированную достоверность описанных фактов. И уверяет: нам есть над чем задуматься и перед чем в благоговении замереть, если всего каких-то несколько десятков лет назад ходил по этой земле Чудотворец наших времён — святитель Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер