Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться
Иисус и Апостолы

Иисус и Апостолы. James Tissot (1836–1902), CC BY-SA 3.0

Деян., 1 зач., I, 1-12.

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот отрывок книги Деяний прочитывается за литургией два раза в году: в день Вознесения Господня и на Пасху, но пасхальное чтение отличается большей краткостью и останавливается перед рассказом о Вознесении. Само по себе Вознесение на небо, если не касаться богословской составляющей этого церковного праздника, выглядит в глазах критически настроенного человека довольно соблазнительно. Причём выглядеть так оно начало не только после освоения космоса. В одной из древнейших рукописей Нового Завета — кодексе Безы — то место книги Деяний, которое мы сегодня услышали, звучит существенно иначе: «облако скрыло Его и Он был взят от их глаз». То есть, согласно этому списку книги Деяний, собственно Вознесения не было, а было исчезновение в облаке. Если сравнить этот рассказ с тем, который находится в большинстве других древних рукописей, то становится очевидной редактура текста с тем, чтобы исключить все те слова, которые прямо говорят о телесном Вознесении Господа Иисуса Христа. Получается, что рационалистический подход к Вознесению Господню имеет древнюю традицию, Вознесение уже в пятом веке по Рождестве, а именно этим веком датируется кодекс Безы, было не вполне удобно для восприятия. Здесь следует помнить и о том, что кодекс Безы имеет западное происхождение и в нем в полной мере нашёл своё отражение свойственный западному христианству рационализм. Восточное же мышление способно воспринять Вознесение так, как оно было. Облако, которое скрывает Христа Спасителя, имеет свой прообраз в Ветхом Завете. Это то, что Пятикнижие Моисея называет «славой Господней», которая в книге Исход явилась израильтянам в виде облака. О том же самом, о явлении славы Господней в виде облака, говорит и книга Чисел. Получается, что Вознесение Господне не имеет никакого отношения к физическому миру, понимание Вознесения как взлёта в космические дали, а также попытка каким-либо образом переформулировать рассказ книги Деяний свидетельствует лишь о непонимании сущности ветхозаветных богоявлений и неверии в то, что Господь наш Иисус Христос вознёсся ко Отцу, объятый славой Господней.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем