Деян., 1 зач., I, 1-12.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок книги Деяний прочитывается за литургией два раза в году: в день Вознесения Господня и на Пасху, но пасхальное чтение отличается большей краткостью и останавливается перед рассказом о Вознесении. Само по себе Вознесение на небо, если не касаться богословской составляющей этого церковного праздника, выглядит в глазах критически настроенного человека довольно соблазнительно. Причём выглядеть так оно начало не только после освоения космоса. В одной из древнейших рукописей Нового Завета — кодексе Безы — то место книги Деяний, которое мы сегодня услышали, звучит существенно иначе: «облако скрыло Его и Он был взят от их глаз». То есть, согласно этому списку книги Деяний, собственно Вознесения не было, а было исчезновение в облаке. Если сравнить этот рассказ с тем, который находится в большинстве других древних рукописей, то становится очевидной редактура текста с тем, чтобы исключить все те слова, которые прямо говорят о телесном Вознесении Господа Иисуса Христа. Получается, что рационалистический подход к Вознесению Господню имеет древнюю традицию, Вознесение уже в пятом веке по Рождестве, а именно этим веком датируется кодекс Безы, было не вполне удобно для восприятия. Здесь следует помнить и о том, что кодекс Безы имеет западное происхождение и в нем в полной мере нашёл своё отражение свойственный западному христианству рационализм. Восточное же мышление способно воспринять Вознесение так, как оно было. Облако, которое скрывает Христа Спасителя, имеет свой прообраз в Ветхом Завете. Это то, что Пятикнижие Моисея называет «славой Господней», которая в книге Исход явилась израильтянам в виде облака. О том же самом, о явлении славы Господней в виде облака, говорит и книга Чисел. Получается, что Вознесение Господне не имеет никакого отношения к физическому миру, понимание Вознесения как взлёта в космические дали, а также попытка каким-либо образом переформулировать рассказ книги Деяний свидетельствует лишь о непонимании сущности ветхозаветных богоявлений и неверии в то, что Господь наш Иисус Христос вознёсся ко Отцу, объятый славой Господней.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.
25 апреля. О значении культурного наследия
Сегодня 25 апреля. В этот день в 1895 году подписан указ об учреждении «Русского музея императора Александра III», ныне Государственного Русского музея.
О значении культурного наследия, — протоиерей Артемий Владимиров.
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов