Евангелие провозглашает, что любой человек, который придет ко Христу с покаянием и верой, будет прощен. Это относится ко всем — в том числе, самым страшным грешникам.
Такое утверждение нередко вызывает искреннее возмущение — а где же справедливость? А как же страдания людей, которые потерпели от этих злодеев? Они что, не считаются? На них можно закрыть глаза, как на что-то пустое?
Это очень серьезное возражение. Зло требует возмездия. Кровь — особенно невинная кровь — вопиет к небу об отмщении. Нельзя просто похлопать злодея по плечу, как только он скажет, что был неправ и сожалеет, и сказать, «да ладно, забудем эти мелочи». Потому, что это не мелочи, и кровь людская не водица.
Осуждение человеческих грехов и беззаконий должно совершиться — и оно совершилось. Все преступления человеческого рода понес на себе один Человек, невиновный — он пришел на суд, как если бы это Он был всеми грешниками сразу, и умер жуткой смертью проклятого и отверженного, и в страшных мучениях сошел в ад.
Этот человек — Иисус Христос, Сын Божий, Праведник, и Его крестной жертвы достаточно для искупления всех грехов всех людей. Он воскрес из мертвых — и плодами совершенного Им искупления могут воспользоваться все, кто приходят к Нему с покаянием и верой.
Прощение стоит дорого — гораздо дороже, чем злодеи могли бы заплатить. Оно должно быть оплачено кровью — как говорит Писание, «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). И эта плата была внесена полностью.
Но это относится не только к другим людям, которых нам легко признать виновными. Это относится и к нам. И наши грехи требуют суда над собой.
Стоит ли огорчаться, что злодеи могут уйти от заслуженной кары, когда кары заслуживают и наши собственные грехи? Грех — это не проблема каких-то других людей, это и наша проблема тоже.
И выход из этой ситуации один — Христос умер за наши грехи. Мы можем принять прощение и жизнь вечную, покаявшись и уверовав.
Крови Христовой хватит на искупление грехов и преступлений всего мира — в том числе, и наших.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема