
Репродукция фотографии "Протоиерей Иоанн Кронштадтский в кругу семьи". Начало 1900-х годов. Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости
Накануне Рождества 1857 года, священник Иоанн шёл по окраине города Кронштадта. Занесённые снегом почти по самые крыши, здесь вплотную друг к другу жались ветхие лачуги и дощатые бараки, в которых ютились фабричные и портовые рабочие и городская беднота.
Жители центральных улиц Кронштадта без пущей надобности в этот район предпочитали не заглядывать. А вот отец Иоанн, напротив, бывал здесь весьма часто. Он приносил нуждающимся еду, раздавал деньги. С этой целью пришёл он сюда и на этот раз, в канун большого христианского Праздника.
Священник проходил мимо одной из хижин и вдруг услышал, что внутри громко плачет маленький ребенок. Дверь оказалась не заперта, и отец Иоанн вошёл внутрь. Голые дощатые стены, печка-буржуйка в углу... На табурете за пустым столом сидела молодая женщина и пыталась успокоить плачущего сынишку. Это у неё получалось плохо: она и сама была в слезах.
Увидев отца Иоанна, женщина вскочила с места и низко ему поклонилась.
— Что ты, родная, сиди, не вставай! — ласково обратился к ней священник. — И не плачь, Бог милостив!
— Да как же не плакать, — сквозь слёзы проговорила женщина. — Муж всё жалованье пропивает, а получает ведь копейки. По целым дням в кабаке пропадает, сына кормить не на что...
Отец Иоанн вынул из кармана пальто несколько крупных купюр и протянул их женщине.
— Возьми, родная, во славу Божию. И молись, Господь услышит, и опомнится твой муж.
Он взял из рук женщины плачущего ребёнка и стал что-то ласково ему говорить. Мальчуган сразу же успокоился, и заливисто смеялся, теребя отца Иоанна за бороду.
Вдруг дверь отворилась. На пороге стоял хозяин дома. Он был сильно пьян. Увидев священника, мужчина нетрезво рассмеялся:
— Что, батюшка, пожаловали? Жизни учить будете?
Отец Иоанн словно не заметил этих обидных слов.
— Как же у тебя дома хорошо! — обратился он к мужчине. — Уходить не хочется. Сынишка маленький — счастье-то какое! Настоящий рай!
Простые, сказанные без тени укора слова священника мигом отрезвили хозяина. Он заплакал, обнял жену и сына, и горячо поблагодарил отца Иоанна. С тех пор этот человек больше никогда не пил.
Отец Иоанн Кронштадтский, которого еще при жизни многие почитали, как святого, просил людей быть добрее друг к другу и часто повторял: «Недостатки исправляются добром, любовью, ласкою, кротостью, смирением и терпением».
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов