Ну и погода выдалась первого февраля 1918 года в Санкт-Петербурге! Вьюга метала ледяные хлопья в лица прохожих, ветер сбивал с ног. Протоиерей Пётр Скипетров пожалел, что не нанял пролётку. Он торопился в Александро-Невскую лавру, на встречу к митрополиту Вениамину. От церкви образа Богородицы «Всех скорбящих радость», где отец Пётр служил настоятелем, до монастыря было не более двух верст, но казалось, что этот путь никогда не кончится.
За двадцать восемь лет жизни в Петербурге батюшка так и не смог привыкнуть к здешнему климату. Вот в деревне под Вязниками, где он вырос, зимой благодать! Ни промозглой слякоти, ни грязного ледяного крошева под ногами. Снег сахарной глазурью покрывает поля, бесконечная белизна сияет на солнце, слепит глаза. Отцу Петру вспомнилось детство. Бывало, в воскресенье на рассвете с тремя братьями и сестрой бежали в церковь, где служил отец, а до него дед. После службы обед в церковной трапезной, щи из печки, каша в глиняной плошке. А потом за санки, да на гору над речкой! Благодать...
Священнику подумалось вдруг, что вся его жизнь сложилась удивительно счастливо. Пятьдесят пять лет прошли как один радостный день. Бывало, конечно, трудно — шутка ли, тринадцать ребятишек подняли они с матушкой Антониной, верной его спутницей, терпеливицей. Она коренная петербурженка, дочь иподьякона Исаакиевского собора, настояла, что жить лучше в столице, чем в провинции. Наверное, и впрямь так лучше, грех жаловаться. Дочери удачно вышли замуж, сыновья получили хорошее образование. Старший, Петр — уважаемый врач. Младший, Николушка, семинарию заканчивает. Да вот же он, навстречу бежит от лавры! И встревоженный какой! Никак, беда случилась?
НИКОЛАЙ:
Папа, возвращайся, не нужно тебе сюда идти, здесь опасно! В лавре отряд красноармейцев, пришли арестовывать имущество по распоряжению наркома Коллонтай. Ведут себя развязно, бесчинствуют — слышишь выстрелы? Владыку задержали, и отца настоятеля тоже. Прихожане цепью вокруг Свято-Духова храма выстроились — так на них пулеметы направили! Неужели палить начнут? Что же делать-то, папа?
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Ясно, что делать, сын. Попытаюсь поговорить с солдатами. Нешто они не люди? Бога-то, небось, побоятся.
НИКОЛАЙ:
Они ничего не боятся, папа! Возвращайся домой, ты все равно ничего не изменишь!
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Ну полно, полно, Николушка! С нами Христос!
Отец Пётр перекрестился на крест надвратной церкви и решительными шагами направился в сторону храма Святого Духа. «Батюшка, батюшка идет!», — пробежал шепот по рядам верующих, вставших на защиту святыни. Красногвардейцы настороженно обернулись в его сторону.
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Что ж вы, сынки, против ваших братьев и сестёр оружие обратили? Святыни лаврские двести лет наш город хранили, почто ж вы на них ополчились? Не губите души свои, оставьте ненависть. Христос Спаситель к вам обращается...
Выстрел прервал речь протоиерея на полуслове. Пуля попала в нижнюю челюсть священника — видимо, красногвардеец целился ему в рот, чтобы заставить замолчать. Но и этого извергам показалось мало — они прикладами винтовок стали бить голове батюшку, уже потерявшего сознание.
Прихожанам позволили уложить отца Петра на носилки и отнести в монастырскую больницу. К раненому срочно вызвали его сына, доктора Петра Петровича Скипетрова; тот созвал консилиум. Но все усилия врачей оказались напрасными. К одиннадцати часам вечера состояние священника ухудшилось, и он отошел в вечность.
Третьего февраля прихожане всех петербургских церквей прошли крестным ходом по Невскому проспекту в память убиенного пастыря. Четвертого числа в Скорбященском храме состоялось отпевание, которое возглавил митрополит Петроградский Вениамин. Отец Петр был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии Александр Бронзов посвятил протоиерею Петру Скипетрову статью в одном из номеров «Церковных ведомостей» за февраль 1918 года. В своей работе церковный историк вспомнил, как поздравляли с 25-летием окончания Духовной академии выпуск отца Петра и чествовали архиереев, иереев и государственных деятелей, увенчавших альма-матер своими заслугами. Священномученик Петр Иванович Скипетров своей кончиной вписал в историю этого курса новую страницу, и профессор Бронзов назвал её лучшей.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема