Ну и погода выдалась первого февраля 1918 года в Санкт-Петербурге! Вьюга метала ледяные хлопья в лица прохожих, ветер сбивал с ног. Протоиерей Пётр Скипетров пожалел, что не нанял пролётку. Он торопился в Александро-Невскую лавру, на встречу к митрополиту Вениамину. От церкви образа Богородицы «Всех скорбящих радость», где отец Пётр служил настоятелем, до монастыря было не более двух верст, но казалось, что этот путь никогда не кончится.
За двадцать восемь лет жизни в Петербурге батюшка так и не смог привыкнуть к здешнему климату. Вот в деревне под Вязниками, где он вырос, зимой благодать! Ни промозглой слякоти, ни грязного ледяного крошева под ногами. Снег сахарной глазурью покрывает поля, бесконечная белизна сияет на солнце, слепит глаза. Отцу Петру вспомнилось детство. Бывало, в воскресенье на рассвете с тремя братьями и сестрой бежали в церковь, где служил отец, а до него дед. После службы обед в церковной трапезной, щи из печки, каша в глиняной плошке. А потом за санки, да на гору над речкой! Благодать...
Священнику подумалось вдруг, что вся его жизнь сложилась удивительно счастливо. Пятьдесят пять лет прошли как один радостный день. Бывало, конечно, трудно — шутка ли, тринадцать ребятишек подняли они с матушкой Антониной, верной его спутницей, терпеливицей. Она коренная петербурженка, дочь иподьякона Исаакиевского собора, настояла, что жить лучше в столице, чем в провинции. Наверное, и впрямь так лучше, грех жаловаться. Дочери удачно вышли замуж, сыновья получили хорошее образование. Старший, Петр — уважаемый врач. Младший, Николушка, семинарию заканчивает. Да вот же он, навстречу бежит от лавры! И встревоженный какой! Никак, беда случилась?
НИКОЛАЙ:
Папа, возвращайся, не нужно тебе сюда идти, здесь опасно! В лавре отряд красноармейцев, пришли арестовывать имущество по распоряжению наркома Коллонтай. Ведут себя развязно, бесчинствуют — слышишь выстрелы? Владыку задержали, и отца настоятеля тоже. Прихожане цепью вокруг Свято-Духова храма выстроились — так на них пулеметы направили! Неужели палить начнут? Что же делать-то, папа?
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Ясно, что делать, сын. Попытаюсь поговорить с солдатами. Нешто они не люди? Бога-то, небось, побоятся.
НИКОЛАЙ:
Они ничего не боятся, папа! Возвращайся домой, ты все равно ничего не изменишь!
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Ну полно, полно, Николушка! С нами Христос!
Отец Пётр перекрестился на крест надвратной церкви и решительными шагами направился в сторону храма Святого Духа. «Батюшка, батюшка идет!», — пробежал шепот по рядам верующих, вставших на защиту святыни. Красногвардейцы настороженно обернулись в его сторону.
ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР:
Что ж вы, сынки, против ваших братьев и сестёр оружие обратили? Святыни лаврские двести лет наш город хранили, почто ж вы на них ополчились? Не губите души свои, оставьте ненависть. Христос Спаситель к вам обращается...
Выстрел прервал речь протоиерея на полуслове. Пуля попала в нижнюю челюсть священника — видимо, красногвардеец целился ему в рот, чтобы заставить замолчать. Но и этого извергам показалось мало — они прикладами винтовок стали бить голове батюшку, уже потерявшего сознание.
Прихожанам позволили уложить отца Петра на носилки и отнести в монастырскую больницу. К раненому срочно вызвали его сына, доктора Петра Петровича Скипетрова; тот созвал консилиум. Но все усилия врачей оказались напрасными. К одиннадцати часам вечера состояние священника ухудшилось, и он отошел в вечность.
Третьего февраля прихожане всех петербургских церквей прошли крестным ходом по Невскому проспекту в память убиенного пастыря. Четвертого числа в Скорбященском храме состоялось отпевание, которое возглавил митрополит Петроградский Вениамин. Отец Петр был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Профессор Санкт-Петербургской духовной семинарии Александр Бронзов посвятил протоиерею Петру Скипетрову статью в одном из номеров «Церковных ведомостей» за февраль 1918 года. В своей работе церковный историк вспомнил, как поздравляли с 25-летием окончания Духовной академии выпуск отца Петра и чествовали архиереев, иереев и государственных деятелей, увенчавших альма-матер своими заслугами. Священномученик Петр Иванович Скипетров своей кончиной вписал в историю этого курса новую страницу, и профессор Бронзов назвал её лучшей.
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема