Об этой женщине, жившей во времена Ветхого Завета, написаны поэмы, романы и пьесы. Ведь подвиг, который два с лишним тысячелетия назад совершила Юдифь — готовый сюжет для героической драмы.
Сегодня мы говорим о праведной Юдифь и пьесе Антона Таммсааре «Юдифь».
В основу драмы «Юдифь» эстонского писателя и драматурга Антона Таммсааре легла книга Ветхого Завета под названием «Книга Иудифи».
В ней рассказывается, как во времена завоевания Древнего Израиля ассирийцами, в осаду был взят древнееврейский город Ветилуя. Ассирийцы под командованием военачальника Олоферна перекрыли все дороги и доступы к колодцам, обрекая жителей Ветилуи на мучительную смерть от голода и жажды. В осаждённом городе назревал бунт: люди обвиняли старейшин в бездействии и требовали, чтобы те пошли на поклон к ассирийцам.
Но молодая вдова по имени Юдифь была убеждена в том, что вовсе не от старейшин нужно ждать помощи.
Вот что главная героиня пьесы Антона Таммсааре «Юдифь» говорит своей служанке.
ТАММСААРЕ:
С зари до сумерек стучатся в дверь просящие, но кто им нынче поможет? Кто сможет напоить всех жаждущих и накормить всех голодных? У ИегОвы надо искать помощи, Бога надо просить, а не людей...
И Иегова — таким было ветхозаветное имя Бога у древних евреев — постучался в сердце верующей женщины, послав ей необычное видение. Юдифь услышала во сне будто бы плач ребёнка, молящего о помощи, а потом обращённый к ней голос, который говорил загадочные слова...
ТАММСААРЕ:
Юдифь, Юдифь, отныне да будет тебе под силу творить многое, да не истощатся силы твои. Израиль ждёт спасения, ибо сейчас он как беспомощный младенец, что плачет во тьме кромешной. Восстань от ложа своего, приоденься, возьми с собой хлеба и масла, как для долгого пути, и ступай к ассирийцам — явись к Олоферну, ибо там ты окажешь помощь Израилю.
Юдифь оправляется в лагерь ассирийцев, выдавая себя за пророчицу. Она верит, что в нужную минуту Бог её вразумит и подскажет, что нужно сделать для спасения своих соотечественников.
Молодую женщину отводят для беседы в шатёр Олоферна. Когда ночью военачальник ассирийцев напился вина и крепко заснул, Юдифь решается его убить.
Монолог Юдифь пред тем, как занести меч над головой Олоферна — один из самых сильных по драматическому накалу в пьесе Тамсааре. Главная героиня просит у Бога силы и отваги — она думает не о себе, а только о том, как спасти свой народ.
ТАММСААРЕ:
Олоферн спит... Он спит, но утром он проснётся...Ты слышишь, Иегова, он выступит против тебя под гул труб и грохот барабанов, он истребит города твоего народа, он надругается над дочерьми твоего народа... А сейчас враг спит. Он снял с пояса свой меч и повесил в изголовье... Укрепи моё сердце, если такова твоя воля, дай мне силы, воспламени мой гнев рукою ангела, не дай погаснуть моему страшному гневу, пока не свершиться всё.
Юдифь мечом отрубает голову Олоферна и приносит её в город. Узнав о гибели своего военачальника, ассирийцы снимают осаду и уходят.
Таков финал пьесы известного эстонского писателя 20 века Антона ТаАммсааре «Юдифь».
«И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи и много дней по смерти её», — говорится в Библии.
Православная церковь почитает праматерь Юдифь в числе праведных ветхозаветных жён.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
4 мая. О событиях этого дня, описанных в Евангелии
Сегодня 4 мая. Великая суббота.
О событиях этого дня, описанных в Евангелии, — протоиерей Константин Харитонов.