Рассказ о призвании апостола Андрея мы находим в Евангелии от Иоанна. Андрей жил в селении Вифсаида и был простым рыбаком. Христос проходил мимо Андрея и его брата Симона - Петра, закидывавших сети в Галилейское озеро. «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», - сказал им Иисус. Братья тут же бросили все, оставили прежнюю жизнь и пошли вслед за Спасителем. После Воскресения и Вознесения Христа Андрею Первозванному выпал жребий проповедовать на побережье Черного моря. Андрей побывал в Византии, городе, который со временем стал пышным Константинополем. Достоверно известно, что он был в Крыму, в городе Херсонэсе. В некоторых преданиях говорится о том, что апостол Андрей в своих странствиях дошел до места, на котором позднее возник Киев. Житие рассказывает о множестве чудес, совершенных по молитвам апостола Андрея. Казнен Андрей Первозванный был в греческом городе Патры. Орудием его смерти стал косой крест в форме буквы Икс. С тех пор его называют Андреевским. Этот крест изображен на флаге Российского военно-морского флота.
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды. Он был ближайшим учеником святого пророка Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель указал Андрею, что Христос и есть Агнец Божий. Тогда Андрей первым из апостолов последовал за Христом, и привел к нему своего родного брата святого апостола Петра. После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Он прошел Малую Азию, Балканы, побережье Черного моря, Крым, Причерноморье. По преданию он по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он остановился на ночлег. Встав утром, Андрей Первозванный сказал ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол водрузил крест на горе. По преданию в своих странствиях Андрей Первозванный дошел до современного Новгорода. Предание, связывавшее апостола Андрея с русскими землями породило особое отношение к нему в России. Так орден Андрея Первозванного стал высшим орденом российского государства. А флаг с косым крестом - орудием мученической кончины апостола Андрея - до сих пор является символом военного флота державы.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема