«...Я развернул карманную книжку свою и записал: «Такого-то числа, в Лозанне, нашел доброго человека, который бескорыстно услуживает ближнему».
На другой день поутру исходил я весь город и могу сказать, что он очень нехорош; лежит отчасти в яме, отчасти на косогоре, и куда ни поди, везде надобно или спускаться с горы или всходить на гору. Улицы узки, нечисты и худо вымощены...
Но на всяком возвышенном месте открываются живописные виды. Чистое обширное Женевское озеро, цепь Савойских гор, за ним белеющихся, и рассеянные по берегу озера деревни и городки — Морж, Роль, Нион — всё это составляет прелестную, разнообразную картину. Друзья мои! Когда судьба велит вам быть в Лозанне, то взойдите на террасу кафедральной церкви и вспомните, что несколько часов моей жизни протекло тут в удовольствии и тихой радости!...»
Это был голос выдающегося актёра и легендарного радиоведущего — Виктора Татарского, который любезно разрешил мне использовать фрагмент из его композиции по «Письмам русского путешественника» Николая Карамзина, подготовленной к 250-летию нашего великого литератора и историка.
Кстати, «Закладка», отдельно посвященная этим «Письмам...», написанным молодым Карамзиным, — присутствует в эфире Радио Вера.
...Итак, среди не таких уж и многочисленных приношений памяти Николая Михайловича в юбилейный, 2016-й год, случилось и одно особенное приношение.
Я говорю о книге писателя, путешественника, исследователя русской литературы, архитектора и книжного графика Андрея Балдина, — которая называется «Новый Буквоскоп или Запредельное странствие Николая Карамзина».
Написанная в особой — попробую назвать её «историко-метафизической» — манере, вызывающей в моей памяти, например, славное имя автора «Души Петербурга» Николая Анциферова; оформленная самим автором (тут и его иллюстрации, и прихотливый дизайн) — она посвящена тому самому карамзинскому путешествию в Европу. Путешествию, в которое, как проницательно пишет Балдин, писатель отправился с одним письменным языком, а вернулся с другим.
А в названии книги — обнаруженный Андреем Балдиным на личном «карамзинском поле» особый смотрящее-пишуще-понимающий прибор, Буквоскоп.
«...Николай Михайлович в каком-то смысле сам работал как прибор. Его хладнокровие и наблюдательность делали из него своеобразный одушевленный инструмент. Тем интереснее разбирать его работу на фоне реального путешествия, в движении по ровно расстеленной географической карте. Карта очень важна. Первое предположение таково: русский странник много слов и звуков отыскал на её говорящей бумаге.
Маршрут Карамзина сам по себе — отчасти текст».
Фрагмент из «Вступления» к творению Андрея Балдина «Новый Буквоскоп или Запредельное странствие Николая Карамзина» нам читал писатель, эссеист и учёный Владимир Губайловский.
...Нынешняя наша «Закладка» — есть благодарное приглашение к путешествию во след путешествию — редкому жанру нашей новейшей словесности.
...Я вышел из этой книги несколько иным человеком, — по сравнению с тем, каким был до вхождения в неё. Спасибо Николаю Карамзину и Андрею Балдину.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема