Среди изречений Иисуса Христа, которые дошли до нас помимо текстов евангелистов через другие источники, — так называемых «аграфов» — есть такой завет: «Будьте искусными менялами». Поначалу такой призыв — вполне меркантильный — может показаться очень странным. Где тут евангельская высота? Где презрение к материальным благам? Где всё покрывающая любовь? Кажется, что сплошная «заземлённость».
Но — не будем торопиться делать выводы. Христианство — очень «взрослая» религия, это вера не наивно-восторженных, и не дрожащих боязливых, а ответственных и свободных в своих решениях взрослых людей. А чем взрослый отличается от ребёнка? Мне кажется, прежде всего способностью брать на себя ответственность за свои решения.
Ребёнок — он может многое сделать по глупости, по увлечению, в обиде, в запале, из страха. То есть когда его «несёт» туда, куда в нормальном, адекватном состоянии он ни за что бы не пошёл. А взрослый — он «самостоятелен», он сам собой управляет и двигается туда, куда хочет — а не куда его влекут — хоть окружающие, хоть обстоятельства.
И если посмотреть внимательнее, нетрудно заметить, что настоящий «взрослый» постоянно оценивает происходящее как грамотный купец. То есть он прогнозирует будущее, сравнивает риски и возможную выгоду, делает наиболее перспективные вложения. Но вот вопрос: а что же есть та самая «валюта», которой и определяется «стоимость» того или иного вопроса?
Я бы предложил здесь несколько «валют». Первая — это, конечно же, любовь. Не тот узкий фрагмент под названием «эротика», а любовь как особое состояние человеческого сердца, главной заботой которого является благо за пределами себя самого. Причем без разницы, о чем или о ком идет речь. Любовь ли это к конкретному человеку в семье, или какому-то обществу людей, или к животному, или к делу, или даже к идее или предмету. Всё, что сделано с любовью — другое по своей сути. Даже если — криво, косо и коряво. Но — если с любовью, значит — уже будет «тёплым». Разве на заполнены наши дома порой до отказа промышленно-конвеерными вещами? И как быстро согревает душу кривенькая тарелочка, расписанная неумелой детской рукой — но так искренне и непосредственно?
Антипод этой валюты любви — халтура, или отчуждённость. Верность форме — и нежелание наполнить её содержанием. Многое можно сделать высокопрофессионально — но холодно и бездушно.
Вторая «валюта» — это внимание. То, куда мы его «вкладываем» — неизбежно приносит или «доходы», или «убытки». Вот я перед выбором: то ли книгу почитать, то ли социальную сеть полистать, то ли «потупить» перед телевизором. На любой из этих вариантов — есть, предположим, один час времени. Но как взрослый и ответственный христианин, из опыта я знаю: через полчаса чтения я уже захочу спать и отправлюсь отдыхать; если войду в интернет — затянет минимум на пару часов, если включу телевизор — дай Бог, чтобы к полуночи смог его выключить. Всё на поверхности. Выбор — за тобой. Но выбирая самое невыгодное вложение — не следует удивляться, почему на утро, совершенно не выспавшийся и разбитый, ты принимаешь спонтанное и глупое решение.
Так что, друзья, всё в наших руках. Быть «опытными менялами» — значит, понимать, что Бог на самом деле нам доверяет очень многое в нашей жизни. И Он верит в то, что мы — можем грамотно научиться распоряжаться самыми главными «валютами», которые есть на земле — любовью и вниманием.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема