
Фото: Hongbin/Unsplash
В 2011 году на авансцену археологии вышла находка, претендующая стать мировой сенсацией — речь идет о семидесяти миниатюрных книгах из свинца. История их обнаружения полна загадок. По одной из версий, древнюю библиотеку нашел пастух на севере Иордании в скальной пещере, обнажившейся после наводнения. Вместо того, чтобы сдать клад государству, предприимчивый иорданец продал находку арабскому бедуину Хасану Сайде, который контрабандой вывез её на территорию Израиля. О незаконной сделке узнали власти Иордании и потребовали вернуть «свинцовый кодекс». Тогда Сайда стал отрицать, что купил книги, утверждая, что манускрипты более ста лет принадлежали его семье.
Благодаря международному расследованию, о свинцовых книгах стало известно ученым. Первым с артефактами познакомился британский археолог Дэвид Элкингтон — и сразу же заявил, что свинцовые книги могут стать главным открытием христианской истории! К исследованию подключились сотрудники ведущих институтов Великобритании: профессор богословия Кембриджа Маргарет Баркер, востоковед, профессор Шеффилдского университета Филипп Дэвис и эксперт по металлам из Оксфорда Питер Нортовер. Последний провел специальные тесты, определяющие возраст иорданских кодексов, и результаты этих опытов для многих в научном мире стали потрясением.
Комментарий эксперта:
Книги, ставшие предметом спора между Иорданией и Израилем, представляют собой скреплённые проволокой металлические пластины размером с кредитную карточку. Они отлиты из свинца и, отчасти, из меди, с рельефным изображением с обеих сторон. Надписи оказались зашифрованы, а вот рисунки немало удивили исследователей. Так, на одной из пластин было отпечатано схематическое изображение Иерусалима, с тремя крестами на возвышении за чертой города. Картинка вполне могла служить иллюстрацией евангельского рассказа о Распятии Иисуса Христа рядом с двумя разбойниками на горе Голгофе.
Это изображение приобрело особую ценность после того, как были обнародованы результаты оксфордских тестов Питера Нортовера. Ученый заявил, что свинец, из которого изготовлены иорданские книги, относится к первому веку. То есть, вполне вероятно, что рисунок на пластинах выполнили очевидцы Евангельских событий!
До сих пор самым древним списком Нового Завета считался названный по имени исследователя фрагмент Джона Райленда. Этот запечатлённый на папирусе отрывок Евангелия от Иоанна ученые относят к первой трети второго века — то есть, переписчик едва ли жил во время земного служения Иисуса Христа. А вот изготовители свинцовых книг, по мнению Дэвида Элкингтона, вполне могли быть современниками Спасителя и апостолов. Поэтому резонно ожидать, что их свидетельство высветит новые детали событий, происходящих две тысячи лет назад. Если, конечно, артефакты окажутся подлинными.
Это «если» стало серьезным камнем преткновения между сторонниками Дэвида Элкингтона и его оппонентами. Так, специалист по греческой эпиграфике из Оксфорда Питер Тонеманн, ознакомившись с несколькими экземплярами свинцового кодекса, категорически заявил, что это подделка.
Комментарий эксперта:
Питера Тонеманна пригласил к сотрудничеству сам Дэвид Элкингтон, как одного из опытных специалистов, способных подобрать ключ к древнему зашифрованному посланию. Именно опыт профессора Тонеманна позволил ему сразу же выхватить из непонятного текста слова, показавшиеся знакомыми: «... Не печалиться и здравствовать! Авгарь, также известный под именем Эйсиона...». Интуиция не подвела ученого, он действительно видел эту фразу ранее — она оказалась фрагментом надписи на погребальном камне, хранящемся в археологическом музее Аммана, столицы Иордании. Питер Тонеманн предположил, что некие мистификаторы, завладев свинцом из древних саркофагов, изготовили из него подобие древних книг и украсили страницы-пластины бессвязным набором символов и слов, скопированным из открытых источников.
Известный религовед из Калифорнийского университета Джеймс Дейвила, заинтересовавшись исследованиями свинцового кодекса, предостерёг коллег от поспешных выводов. Он напомнил, что специалистам удалось получить лишь несколько экземпляров из семидесяти свинцовых книг, да и эти образцы не получили пока всецелой оценки. Так что и мы не станем гадать, смогут ли учёные в ближайшее время дополнить историю христианства новыми подробностями, но будем следить за ходом изучения загадочной свинцовой библиотеки.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.