В середине 2016-го года, который был объявлен в России годом литературы, меня разыскали две жительницы подмосковного города-наукограда Жуковского (в его названии — фамилия легендарного создателя аэродинамики).
Обе — слушательницы Радио Вера. Одна — редактор и поэт, другая — издатель.
Оказалось, что при поддержке Клуба Героев города Жуковского, и по благословлению благочинного Жуковского церковного округа, — задумана необычная книга: сборник духовной и патриотической поэзии — «Крылья».
В книгу должны войти стихи многих подмосковных стихотворцев разных поколений — в основном, жителей городов авиации, — то есть тех, чьи близкие в разные времена испытывали самолеты. Да и стихи самих испытателей.
Кстати, напомним себе, что подобные научные города, в течение долгих лет были особенно неприступными бастионами «научного атеизма».
...Меня пригласили написать в книгу что-то вроде «экспертного предисловия».
Я и обрадовался, и немного встревожился. Обрадовался, — потому что не чаял, что доживу до подобного предложения (духовные стихи моих современников!).
А встревожился потому, что неизбежно предвидел: ведь многие произведения в этой книге наверняка окажутся — как это сказать? — любительским творчеством...
И что же здесь мне — многолетнему «прожжённому» редактору — делать?
Как оценивать? Чего желать? На какие достоинства или недостатки указывать?
Больше всего мне не хотелось никакой проформы, видимости, дежурных слов.
В конце концов, по милости Божией — всё удалось, написал. И эта книга, на представлении которой довелось быть, и которая по сей день вызывает у меня чувство изумления, — дорога мне, как бесценный читательский опыт на новом витке нашей российской жизни и ценный урок «размышлений по поводу».
Из этих размышлений я и соорудил своё предисловие. В него и положу сегодня воображаемую «закладку», которую прочитаю самостоятельно, и которой — закончу нынешний выпуск.
Читая сборник, я думал о том, как удивительно устроен наш язык. Что именно в нем, кажется, как ни в каком другом, словно бы заложена тяга к стихосложению, которое, безусловно, возвышает душу любого человека, взявшегося с чистым сердцем рифмовать свои душевные, да и духовные переживания. Но всегда ли они становятся поэзией?
Я ни в коем случае не собираюсь оценивать и как-то разбирать прочитанные стихи. Думаю, что составители книги и многие её авторы догадываются о том, что мера дарования того или иного автора — явление и таинственное, и различимое — разом. Да, тут есть и «домашняя», самодельная лирика; есть и удачи, есть — более или менее профессиональный подход к своему творчеству.
Иные стихи трогали меня своей музыкой, другие — мыслью, третьи — темой или неожиданным поворотом сюжета. Если же говорить о непосредственных чувствах, то главное — из пережитых мною, это — благодарное удивление.
В наше время сборник «Крылья» — ещё одно доказательство того, что мы — живы. Мы объединены непреходящим ощущением Бога над нами, храмами и приходами, любовью к отечественной словесности.
...А в данном случае — ещё и городом-наукоградом, наречённым фамилией великого русского механика, академика Николая Егоровича Жуковского.
Теперь я знаю: здесь, в Жуковском, многие люди пишут молитвенные стихи.
Кстати, для русского уха, чувствительного к литературной омонимии, в названии подмосковного города слышится фамилия и того, кого Пушкин почитал своим учителем. Ведь именно Василий Андреевич Жуковский дал едва ли не лучшее определение искусства, которому преданы овладевшие стихотворчеством: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли».
Своё, надеюсь, ободряющее предисловие, я назвал, друзья, словами из Псалтири: «В долготу дней».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».