14 февраля (третьего по старому стилю) 1716 года скончался Митрополит Великоновгородский и Великолуцкий Иов, известный своими просветительскими и благотворительными трудами. Владыка Иов имел обширную библиотеку, в которой были книги на греческом, латинском, польском, немецком, сербском языках. Он принимал книги «яко корабли индийския, наполненныя тмищными благами, и бисеры многоценными: различным индийским камением и адамантами сияющим».
В 1706 году он открыл при своём архиерейском доме Новгородское греко-славянское училище. Учеников — и число их иногда превышало 150 человек — он содержал за свой счет, они могли пользоваться его библиотекой.
Другие епархии обращались к владыке Иову с просьбами прислать им учителей, получивших образование в Новгородском училище. Владыка создал в Новгороде кружок, который переводил книги с латинского и греческого на русский. Он учредил в городах своей Епархии 14 школ, дававших начальные знания.
Митрополит Иов создал в епархии несколько больниц (одну из них для отставных инвалидов), два странноприимных дома и — в 1706 году — первый в России воспитательный дом — приют для подкидышей и детей, рожденных вне брака. При Знаменском соборе была построена богадельня для сирот и престарелых людей духовного звания. Усердие митрополита было оценено царем Петром I, который, ссылаясь на его опыт, повелел создавать такие же благотворительные учреждения и в других Епархиях.
Служение Владыки Иова — это только один из примеров того, как Церковь стояла у истоков как просвещения, так и благотворительности — того, что мы в наши дни назвали бы социальным служением.
Образование, наука, культурные связи с другими народами, переводы, которые вводили людей в мир классической учености — все это, в первую очередь, было делом Церкви; цивилизация — и в России, и в Западной Европе — вышла из церковных и монастырских стен.
Дело было не только в личном подвиге таких людей, как митрополит Иов, но и в том, что в долгое время в обществе единственным институтом, заинтересованным в образовании и располагал возможностями, чтобы это образование давать, была Церковь.
Практически единственными людьми, которые располагали временем и подготовкой для ученых занятий, были клирики. Церковь, в отношении образования, стала «естественной монополией», никто другой не имел ни возможности, ни заинтересованности этим заниматься.
Конечно, со временем государство занялось образованием — а долгое время спустя, и социальной защитой.
Но колыбель культуры и знания — это именно Церковь; как и колыбель социального служения. Сегодня мы строим на основании, заложенном нашими благочестивыми предками — такими, как митрополит Иов.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема