
Фото: Logan Hughes/Unsplash
«Жители Сергиевского в лаптях не ходят!» — так в конце девятнадцатого века в Тульской губернии говорили об одном небольшом селе, раскинувшемся на берегу реки Плавы. Действительно, крестьяне там жили сыто, имели свою школу, больницу, женское и мужское ремесленные училища и даже электростанцию, подававшую свет в жилища. Всё это появилось в Сергиевском благодаря стараниям одной-единственной женщины — княгини Веры Фёдоровны Гагариной.
Княгиня, которую современники называли «неутомимой благотворительницей», не просто время от времени делала широкие жесты, а без преувеличения всю себя посвятила людям. Осознание необходимости служения ближним пришло к Вере Фёдоровне однажды, после шумного бала, который она вместе со своим супругом, князем Сергеем Гагариным давала в своём шикарном петербургском дворце. Провожая на крыльце дома гостей, усаживавшихся в богатые экипажи, она случайно заметила нищего, невесть как оказавшегося в этот час в их элитном аристократическом районе. Контраст между усыпанными бриллиантами туалетами гостей и грязными лохмотьями нищего так поразил княгиню, что она ещё долго не могла прийти в себя. А перед сном, открыв Библию, прочла в книге Бытия о том, как после грехопадения Адам прятался от Бога, а Бог звал его: «Где ты?» Вера Фёдоровна почувствовала, что этот зов обращён и к ней. «Где я? Прячусь посреди веселья и богатства, в то время как Господь взывает ко мне устами тысяч нищих, голодных, обездоленных», — говорила себе княгиня. Тот вечер стал для Веры Гагариной потрясением, после которого жизнь её сильно изменилась.
Вместо выездов в свет на балы и приёмы Вера Фёдоровна всё чаще отправлялась в тюрьмы, больницы, приюты. И не с пустыми руками: повсюду княгиня оставляла щедрые пожертвования. Не раз Гагарина отправлялась и в так называемые петербургские трущобы — бедные районы, где в деревянных бараках жили нищие, безработные и отверженные. Невзирая на опасность — а слава у этих мест была весьма дурная — княгиня стучалась в двери, спрашивала людей, в чём есть нужда, подробно записывала, а на следующий день посылала в эти дома всё необходимое.
В тысяча восемьсот шестьдесят девятом году супруги Гагарины переехали из Петербурга в своё родовое имение в Тульской губернии — село Сергиевское. Здесь при полной поддержке мужа княгиня взялась за строительство больницы. В результате помимо корпуса на сорок мест был построен жилой дом для персонала, поликлиника и три аптеки. Оборудование для больницы Вера Фёдоровна выписала из Кёнигсберга. Оттуда же по её приглашению в Сергиевское приехал известный врач Артур Дуковский. Во время Первой мировой войны княгиня открыла в больнице лазарет для раненых, в котором сама с любовью и заботой ухаживала за солдатами.
В тысяча восемьсот семидесятом князь и княгиня открыли в селе бесплатную школу для крестьян и бедных рабочих, а при ней — ремесленные курсы, где юношей обучали плотницкому и слесарному мастерству, а девушек — шитью и рукоделию. По указанию Веры Фёдоровны в Сергиевском была пущена электростанция и построена современная водокачка. Нуждающимся крестьянам села княгиня в пожизненное безвозмездное пользование выдавала земельные наделы, помогала со строительством домов, выделяла средства на организацию домашнего хозяйства. Тогда-то и появилась в Тульской губернии поговорка: «Сергиевские в лаптях не ходят!».
Когда после октябрьской революции многие знакомые княгини Гагариной спешно уезжали за рубеж, Вера Фёдоровна твёрдо решила остаться в России. Свои обширные земли — несколько тысяч десятин — она добровольно передала новому советскому государству. Которое, к слову, не постеснялось в придачу отнять у «бывшей» княгини ещё и дом. Уже пожилой Вере Гагариной милостиво позволили поселиться в одной из палат ею же выстроенной больницы, где разместился госпиталь Красной Армии. Там княгиня помогала ухаживать за ранеными и благодарила Бога за то, что, несмотря на обстоятельства, Он по-прежнему даёт ей возможность служить людям. В родных стенах своей больницы, княгиня Вера Фёдоровна Гагарина — неутомимая благотворительница — и умерла в тысяча девятьсот двадцать третьем году, оставив о себе добрую и долгую память.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема