
Фото: Radik Sitdikov/Unsplash
Андрея Платонова часто называют «русским Кафкой». Действительно, как и в текстах Кафки, в его прозе много гротеска и даже порой нарочитого литературного абсурдизма, что делает её весьма непростой для читательского восприятия. Но не все произведения Платонова таковы. В 1935 году автор сложнейших по стилистике «Котлована» и «Чевенгура» написал простой и необыкновенно трогательный рассказ «Юшка».
В советское время рассказ, что называется, не заметили. Коммунистическая печать не слишком жаловала Платонова, справедливо усматривая во многих его текстах христианские мотивы. Вот и в «Юшке» автор открыто говорил о милосердии, сострадании, смирении и любви к ближнему в подлинно христианском её смысле. Рассказ был опубликован небольшим тиражом, поэтому неудивительно, что некоторые современные поклонники творчества Андрея Платонова не знакомы с этим необычным произведением писателя.
Юшка — больной чахоткой старик, помощник кузнеца из небольшой деревни. Летом он ходит босиком, одежда на нём старая и грязная. Каждый прохожий считает своим долгом задеть Юшку словом, а то и делом — просто так, потому что слишком уж непонятно для них Юшка живёт. Чаю не пьёт, сахар не покупает, всё своё жалованье откладывает, и раз в год на целый месяц уходит куда-то из деревни. Взрослые смеялись Юшке в глаза, дети толкали его и не давали прохода. А Юшка только улыбался в ответ, искренне считая, что все они на самом деле его очень любят, только не умеют правильно выразить свою любовь. Но однажды встреча с очередным обидчиком стала для Юшки роковой. От полученного удара в грудь старик умер. А вскоре после его смерти жителям деревни открылась тайна Юшки, о которой ни один из них даже не подозревал. О ней читатель узнает в финале рассказа.
В Юшке Андрей Платонов очевидно воплотил образ русского юродивого. Всеми гонимый и осмеянный, старик не отвечал злом на зло, не роптал на судьбу, совершенно по-Евангельски благословляя проклинающих его. И, тоже по-Евангельски, втайне ото всех творил дела милосердия.
История Юшки, полная светлой грусти, не печалит, а согревает душу. Ведь она утверждает, что любовь, которую люди бескорыстно дарят ближним, не иссякает, а сотворённое добро возвращаются сторицей. Писатель Андрей Платонов очень хотел, чтобы его герой, простой и бедный старик Юшка, открыл людям этот простой секрет.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема