Андрея Платонова часто называют «русским Кафкой». Действительно, как и в текстах Кафки, в его прозе много гротеска и даже порой нарочитого литературного абсурдизма, что делает её весьма непростой для читательского восприятия. Но не все произведения Платонова таковы. В 1935 году автор сложнейших по стилистике «Котлована» и «Чевенгура» написал простой и необыкновенно трогательный рассказ «Юшка».
В советское время рассказ, что называется, не заметили. Коммунистическая печать не слишком жаловала Платонова, справедливо усматривая во многих его текстах христианские мотивы. Вот и в «Юшке» автор открыто говорил о милосердии, сострадании, смирении и любви к ближнему в подлинно христианском её смысле. Рассказ был опубликован небольшим тиражом, поэтому неудивительно, что некоторые современные поклонники творчества Андрея Платонова не знакомы с этим необычным произведением писателя.
Юшка — больной чахоткой старик, помощник кузнеца из небольшой деревни. Летом он ходит босиком, одежда на нём старая и грязная. Каждый прохожий считает своим долгом задеть Юшку словом, а то и делом — просто так, потому что слишком уж непонятно для них Юшка живёт. Чаю не пьёт, сахар не покупает, всё своё жалованье откладывает, и раз в год на целый месяц уходит куда-то из деревни. Взрослые смеялись Юшке в глаза, дети толкали его и не давали прохода. А Юшка только улыбался в ответ, искренне считая, что все они на самом деле его очень любят, только не умеют правильно выразить свою любовь. Но однажды встреча с очередным обидчиком стала для Юшки роковой. От полученного удара в грудь старик умер. А вскоре после его смерти жителям деревни открылась тайна Юшки, о которой ни один из них даже не подозревал. О ней читатель узнает в финале рассказа.
В Юшке Андрей Платонов очевидно воплотил образ русского юродивого. Всеми гонимый и осмеянный, старик не отвечал злом на зло, не роптал на судьбу, совершенно по-Евангельски благословляя проклинающих его. И, тоже по-Евангельски, втайне ото всех творил дела милосердия.
История Юшки, полная светлой грусти, не печалит, а согревает душу. Ведь она утверждает, что любовь, которую люди бескорыстно дарят ближним, не иссякает, а сотворённое добро возвращаются сторицей. Писатель Андрей Платонов очень хотел, чтобы его герой, простой и бедный старик Юшка, открыл людям этот простой секрет.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.