Пятнадцатого февраля тысяча восемьсот восемьдесят девятого года Вологодская городская дума рассматривала необычное заявление. Оно поступило от известного в городе купца, молокозаводчика Тимофея Емельяновича Колесникова. Вообще-то местное купечество к городским властям обращалось довольно часто: кто умолял об уменьшении налогов, кто ходатайствовал о покупке земли под новый особняк... И тем необычнее на этом фоне показалось думцам прошение от Колесникова — Тимофей Емельянович ничего для себя не требовал. Толково и грамотно он обосновывал необходимость открытия в Вологде... бесплатной столовой для неимущих!
«В некоторых городах существуют издавна для бедняков бесплатные столовые. Казалось бы возможным открыть упомянутую и в Вологде», — писал купец. И предлагал полностью за свой счёт профинансировать её устройство и содержание. Дума с предложением, конечно, согласилась и разрешение на открытие столовой Колесникову незамедлительно дала.
У Тимофея Емельяновича уже был на примете подходящий для такого рода учреждения дом — двухэтажный большой особняк на левом берегу реки Вологды, рядом со Сретенской церковью. Получив добро от властей, Колесников немедленно выкупил дом и начал работы по его благоустройству. В процессе было решено поместить в нём не только столовую, но и ночлежный приют — места для этого было вполне достаточно. В октябре тысяча восемьсот восемьдесят девятого приют и столовая заработали, принимая первых посетителей.
Тимофей Емельянович заботился не только о том, чтобы нуждавшихся в куске хлеба и крыше над головой в приюте сытно кормили и давали ночлег. Здесь обездоленные люди встречали доброжелательность и искреннее сочувствие. «Христос говорил — кто накормил голодного, тот Его накормил; кто приютил бездомного — Его приютил», — напоминал Колесников работникам приюта.
Посвящая своему детищу массу времени и сил, Тимофей Емельянович, тем не менее, находил время и для многих других добрых дел. Он попечительствовал Вологодской земской больнице и содержал там за свой счёт несколько коек для размещения на них больных, не имеющих средств на оплату лечения. При его активнейшем участии и финансовой поддержке в Вологде был открыт приют с яслями для подкидышей и незаконнорждЁнных сирот, бесплатное училище для детей из малообеспеченных семейств.
Колесников был прихожанином Кирило-Рощинского храма, и не оставлял его своими заботами и щедрыми пожертвованиями. Он возглавлял Общество помощи пострадавших от пожаров, Попечительство о раненых и больных воинах, поддерживал Александринский детский приют. Молва о неустанном благотворителе дошла до Императора Александра Третьего, который выразил своё одобрение одним ёмким словом: «Похвально» и повелел наградить Колесникова почётными медалями на Станиславской, Аннинской и Владимирской лентах.
Шестого мая тысяча восемьсот девяносто девятого года в возрасте семидесяти лет Тимофей Иванович Колесников скончался. Всё своё состояние он оставил городу для употребления на дела милосердия.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.