6 июля 1545 года в северном селе Веркола, что укрылось средь живописных холмов на правом берегу реки Пинега, произошла нежданная трагедия. Гроза, пройдя над полем, где трудились крестьяне, разрядом молнии убила тринадцатилетнего мальчика Артемия, сына уважаемых сельчанами Космы и Апполинарии.
Селянка:
Горе-то какое! Словами не высказать, как жаль мальчонку! Славный был какой — тихий, послушный, разумный! Мать на него нарадоваться не могла, отец всякую работу поручал ему без опаски — всё исполнит справно, без изъяна. Да и к нам, соседям, Артёмка всегда был с уважением, да с почтением. Спросит, бывало, не нужна ли помощь, да мигом и сделает, чего ни попросишь.
Селянин:
Ну, пошла причитать! Уж больно все почитали сего Артемия, не по годам ему уважение было — зазнался, как видно. А может, иной какой тяжкий грех на душе он имел. Моего Каллиника, небось, никто никогда не хвалил, а он Артёмки ничуть не хуже! Но Господь-то все видит, Его не обманешь. Не может молния вот так невинного человека поразить. А коли Бог Артемия наказал, то и нам его оправдывать не пристало!
Селянка:
Горько слушать тебя, Фёдор, но, может, ты и прав.
Жители Верколы решили на сельском сходе, что Артемий не достоин христианского погребения, раз такова воля Бога о нем. Тело мальчика оставили в лесу, прикрыв хворостом и лапником сосны. Один Бог ведает, как пережили родители Артемия своё горе. Но даже они не осмеливались ходить туда, где их сын лежал,по решению сельчан, не погребённым.
Прошло тридцать два года. Дьячок Веркольского храма Агафоник, отправившись как-то по грибы, заплутал в лесу. Уже смеркалось, и церковнослужитель молился, чтоб засветло отыскать дорогу к дому. И вдруг в сумерках лесной чащи он увидел яркий свет. Решив, что это добрые люди разложили костёр, он поспешил к огню. Но это было не пламя! Свечение исходило от тела отрока Артемия — оно лежало на той же поляне, где его оставили много лет назад. Останков мальчика не коснулось тление, и дубравные звери не потревожили его покой. Агафоник побежал в деревню, чтобы рассказать о своей находке людям. От потрясения он даже не удивился, что потерянная тропинка сама легла ему под ноги.
Однако, веркольцы вновь не спешили с погребением. Внеся нетленное тело мальчика в церковную ограду, его оставили лежать без почестей прямо на земле. Между тем, вскоре в селе разбушевалась эпидемия лихорадки, люди стали умирать один за другим. Среди тех, кто находился между жизнью и смертью, был сын Калинника — товарища Артемия по детским играм. Шатаясь от горя, Калинник вошел во двор храма и опустился на колени над святыми останками друга детства.
Калинник:
Артемий, родной мой человек. Если б ты знал, как мне тяжело сейчас — сын мой умирает, и я ничего не могу поделать. Так, наверное, мамка твоя, Аполлинария, скорбела, когда тебя потеряла. А уж как мы поглумились всем селом над её горем! Как отец мой кричал, что по грехам ты достойное получил! И я хорош — совсем малец был, а как будто радовался, что твою праведность уничижили — всё зависть проклятая. Горько сейчас вспоминать об этом. А ты ведь и правда святым человеком был — случая не было, чтоб обидел кого-нибудь. Правду говорят — иной суд человеческий, иной суд Божий. Ты прости меня, грешного, Артем! Прости, и помолись за нас Господу, чтоб сынок мой живым остался...
Калинник зарыдал и уткнулся лбом в колючие ветки, прикрывающие мощи праведника. Он плакал долго, и от этих слёз на душе становилось светлей, словно живой Артемий был рядом, и утешал, и обнадёживал. Когда же он вернулся домой, то навстречу ему вышел сын — живой и здоровый.
Слава о святом стремительно разнеслась по Пинежским землям. Всякий, кто обращался к отроку Артемию, убеждался в его отзывчивости. Мальчик, вошедший в радость Господа, выполнял молитвенные просьбы так же охотно и скоро, как некогда крестьянские поручения родителей и соседей. Да и сейчас он, как встарь, откликается на людские прошения. Помолитесь ему — и убедитесь в этом сами.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема