Вот уже месяц отец Иоанн находился в тюрьме на Лубянке. Чекисты пришли к нему ночью, устроили обыск, а потом, ничего не объясняя, в «чёрном воронке» увезли на Лубянку. Хотя отцу Иоанну и так всё было понятно. Шёл тысяча девятьсот пятидесятый год, и жизнь «советского» священнослужителя была беспокойной и опасной. Церковь подвергалась страшным гонениям, верующих ссылали в лагеря, а во многих храмах имелись осведомитель, а то и несколько.
Отца Иоанна вызывали на мучительно долгие допросы, надеясь вырвать признание в антисоветской агитации. На одном из них, когда от усталости священник уже начал терять нить идущего по одному и тому же кругу разговора, следователь, словно бы между прочим, сказал:
— А сейчас сюда придут товарищи, которые дали против вас показания — проведём очную ставку!
Дверь камеры распахнулась, и на пороге появился... священник, несколько лет прослуживший на приходе вместе с отцом Иоанном! Увидев родное лицо, арестованный радостно вскочил, крепко обнял доносчика, и расцеловал его. От неожиданности тот рухнул в обморок...
...Ни тюрьма, ни лагерь не сломили горячей веры отца Иоанна. И о доносчике он вспоминал без тени злобы и обиды, и даже написал письмо своим прихожанам, в котором просил ни в коем случае ему не мстить. Вскоре отец Иоанн принял монашеский постриг и стал жить в Псково-Печёрском монастыре. Всех, кто приходил к нему за советом, старец Иоанн (Крестьянкин) принимал с любовью, и говорил: «Молитесь за врагов ваших, и вы почувствуете, как легко станет у вас на душе. Простите с любовью обидчика и врага — и двери радости распахнутся для вас».
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема