Рисуя портрет великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, художник Вильгельм фон Каульбах сделал семь эскизов, после чего заявил, что её красоту невозможно перенести на полотно. Удивительный внутренний свет, который излучала эта необыкновенная женщина, по утверждению современников, не могли в полной мере передать и фотоснимки; но его ощущали все, кто с нею соприкасался. И продолжают ощущать сегодня — писатель Алексей Солоницын, к примеру, был настолько потрясён судьбой Елизаветы Феодоровны, что посчитал буквально своим долгом изложить её в художественной форме в повести под названием «Земной ангел».
Немецкая принцесса, ставшая женой великого князя Сергея Александровича Романова, Елизавета стала русской и православной не по соображениям политического долга, а по горячему зову сердца. И осталась верной выбранному пути до последней минуты жизни. Этот путь и запечатлел Алексей Солоницын в своей книге, создав не жизнеописание или житие святой, а необычное, самобытное произведение, которое читается как увлекательный роман, а после прочтения оставляет ощущение соприкосновения с подлинной святостью.
За какими-то новыми, сенсационными фактами из биографии Елизаветы Феодоровны автор «Земного ангела» не гнался. Но то, что на сегодняшний день известно о жизни и смерти этой необыкновенной личности, сумел преподнести так, что даже осведомлённый читатель, переворачивая страницы, будет с замиранием сердца ожидать развития событий.
К тому же все герои повести у Солоницына прописаны необычайно тонко. Даже отрицательные — например, террорист Каляев, совершивший чудовищный поступок: он взорвал карету, в которой ехал супруг Елизаветы Феодоровны. Но именно он стал одни из первых свидетелей духовного преображения великой княгини, которая вскоре после трагедии навестила Каляева в тюремной камере и говорила с ним без тени ненависти, желая побудить к раскаянию и спасти от смертной казни.
Так получилось, что автор повести удивительным образом сумел сделать то, чего не удалось упомянутому художнику фон Каульбаху: он ярко высветил красоту великой княгини Елизаветы Феодоровны — ту самую, которую не могли ухватить не кисть живописца, ни объектив фотоаппарата: красоту духовную. Она раскрывается перед читателями в каждой детали: в разговорах княгини со своими близкими; в трудах в ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия, где она лечила больных, давала кров бесприютным и кормила голодных. И из ворот которой в 1918 году без страха вышла навстречу своим мучителям и скорой гибели.
Но когда перелистываешь последнюю страницу книги, ловишь себя на мысли, что глубоко трагичная история оставляет в душе светлые и радостные чувства. А потом понимаешь: всё правильно! Вед так относилась к жизни сама Елизавета Феодоровна, всегда повторявшая: «Слава Богу за всё!». И автор книги, Алексей Солоницын, со своей стороны постарался, чтобы её отношение передалось и читателям. Он уверен: великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова — Земной ангел — была бы этому рада.
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.