Рисуя портрет великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, художник Вильгельм фон Каульбах сделал семь эскизов, после чего заявил, что её красоту невозможно перенести на полотно. Удивительный внутренний свет, который излучала эта необыкновенная женщина, по утверждению современников, не могли в полной мере передать и фотоснимки; но его ощущали все, кто с нею соприкасался. И продолжают ощущать сегодня — писатель Алексей Солоницын, к примеру, был настолько потрясён судьбой Елизаветы Феодоровны, что посчитал буквально своим долгом изложить её в художественной форме в повести под названием «Земной ангел».
Немецкая принцесса, ставшая женой великого князя Сергея Александровича Романова, Елизавета стала русской и православной не по соображениям политического долга, а по горячему зову сердца. И осталась верной выбранному пути до последней минуты жизни. Этот путь и запечатлел Алексей Солоницын в своей книге, создав не жизнеописание или житие святой, а необычное, самобытное произведение, которое читается как увлекательный роман, а после прочтения оставляет ощущение соприкосновения с подлинной святостью.
За какими-то новыми, сенсационными фактами из биографии Елизаветы Феодоровны автор «Земного ангела» не гнался. Но то, что на сегодняшний день известно о жизни и смерти этой необыкновенной личности, сумел преподнести так, что даже осведомлённый читатель, переворачивая страницы, будет с замиранием сердца ожидать развития событий.
К тому же все герои повести у Солоницына прописаны необычайно тонко. Даже отрицательные — например, террорист Каляев, совершивший чудовищный поступок: он взорвал карету, в которой ехал супруг Елизаветы Феодоровны. Но именно он стал одни из первых свидетелей духовного преображения великой княгини, которая вскоре после трагедии навестила Каляева в тюремной камере и говорила с ним без тени ненависти, желая побудить к раскаянию и спасти от смертной казни.
Так получилось, что автор повести удивительным образом сумел сделать то, чего не удалось упомянутому художнику фон Каульбаху: он ярко высветил красоту великой княгини Елизаветы Феодоровны — ту самую, которую не могли ухватить не кисть живописца, ни объектив фотоаппарата: красоту духовную. Она раскрывается перед читателями в каждой детали: в разговорах княгини со своими близкими; в трудах в ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия, где она лечила больных, давала кров бесприютным и кормила голодных. И из ворот которой в 1918 году без страха вышла навстречу своим мучителям и скорой гибели.
Но когда перелистываешь последнюю страницу книги, ловишь себя на мысли, что глубоко трагичная история оставляет в душе светлые и радостные чувства. А потом понимаешь: всё правильно! Вед так относилась к жизни сама Елизавета Феодоровна, всегда повторявшая: «Слава Богу за всё!». И автор книги, Алексей Солоницын, со своей стороны постарался, чтобы её отношение передалось и читателям. Он уверен: великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова — Земной ангел — была бы этому рада.
Владлен Давыдов и Маргарита Анастасьева
Москвичка Рита Анастасьева торопливо шагала по Садовому кольцу. Улицы были тёмными — в октябре вечерело рано, а фонари не работали — город опасался воздушных налётов. Шёл военный 1943-й год. Проходя мимо тумбы с объявлениями, Рита невольно обратила внимание на ярко белевший в сумерках листок. Остановилась, прочла: «Школа-студия при Московском художественном театре имени Чехова объявляет первый набор студентов». Сердце девушки забилось — ведь она всегда мечтала стать актрисой!
На следующий же день Маргарита подала документы. И вот — экзамены. Из тысячи претендентов после вступительных испытаний отобрали всего восемнадцать человек. Рита была среди них! Знакомясь с одногруппниками, девушка отметила высокого симпатичного парня с тонкими чертами лица и выразительными глазами. Его звали Владлен Давыдов. Он тоже с детства был увлечён театром и мальчишкой даже переписывался с известным актёром и режиссёром Ильёй Судаковым. Женская половина сразу же провозгласила Давыдова первым красавцем курса. При встрече с ним девушки не скрывали восхищённых взглядов. Все, кроме Риты. Ей тоже очень нравился этот видный парень. Но она стеснялась открыто проявлять свою симпатию. И, в отличие от подруг, нарочно старалась избегать встреч с Владленом. Но как это сделать, если слушаешь лекции в одной аудитории, а преподаватель по актёрскому мастерству, будто специально, во время этюдов ставит Маргариту в пару с Давыдовым? Девушка и не подозревала, что происходит это по просьбе самого Владлена. Молодой человек с первого учебного дня обратил на Риту внимание. И сразу полюбил.
Однажды после лекций Давыдов подошёл к Маргарите и предложил погулять по городу. Рита вспыхнула от смущения и неожиданности. Но на прогулку всё-таки пошла. Московский воздух пах зимней свежестью. Лёгкий январский мороз кусал за щёки.
Но Рите и Владлену было необыкновенно тепло вместе. Они говорили о театре, об актёрском призвании. А когда прощались на трамвайной остановке, Владлен вдруг взял Маргариту за руку и признался девушке в любви. Рита, с трудом поборов стеснение, ответила: «Я тоже тебя люблю».
Они поженились после выпуска — летом 1945-го. Это был тройной праздник: Победа в войне, защита дипломов и — начало семейной жизни. И пусть начиналась она в крохотной комнатке, где с трудом помещались тахта и шкаф, никакие материальные трудности не могли омрачить счастье молодых супругов. Оба играли на сцене МХАТа, и почти всегда были вместе: на сцене и дома. «Мы радовались каждому совместно прожитому дню», — вспоминала Маргарита Викторовна Анастасьева.
В 1949 году Владлена пригласили на главную роль в картину режиссёра Григория Александрова «Встреча на Эльбе». После выхода фильма на актёра буквально обрушилась популярность. Поклонницы дежурили не только у театра, но и у подъезда дома, ночевали под окнами. Маргариту такая ситуация поначалу сильно расстраивала. Своим беспокойством она поделилась с мужем. И он, глядя ей в глаза, сказал: «Ты — единственная. Кроме тебя ни одной женщины для меня не существует». И это было истинной правдой. Коллеги по театру, друзья и знакомые называли Давыдова и Анастасьеву не только невероятно красивой, но и верной, любящей и преданной друг другу супружеской парой. В 1955 году у Владлена и Маргариты родился сын Андрей. Есть известная фотография из их семейного архива, на которой запечатлена настоящая идиллия: Владлен Семёнович за столом играет с маленьким сыном в шахматы, а Маргарита Викторовна в домашнем фартуке с улыбкой наливает чай.
Эта идиллия длилась целых 67 лет. В старости супруги с удовольствием нянчили внуков. По вечерам смотрели фильмы прошлых лет, читали вслух любимые книги. И глаза их светились такой же нежностью, как в первый раз, когда они признались друг другу в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
30 апреля. О святости Преподобного Александра Свирского
Сегодня 30 апреля. День памяти Преподобного Александра Свирского, жившего в XV веке.
О его святости, — протоиерей Максим Горожанкин.
30 апреля. О смысле притчи о талантах
Сегодня 30 апреля. Великий вторник.
О смысле притчи о талантах, воспоминаемой за богослужением в этот день, — священник Николай Дубинин.