После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основы нравственности. Пятая из них гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». В Моисеевом законе, отражённом в нескольких книгах Ветхого Завета, это божественное повеление получает развитие. Исход, Второзаконие, Левит разъясняют, какое наказание ожидает строптивых и непокорных детей, дерзнувших причинить вред своим родителям.
Были ли подобные правила в законодательствах других народов Ближнего Востока во времена Ветхого Завета? На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков команда Пенсильванского университета США обнаружила на раскопках священного города шумеров Ниппура, на территории современного Ирака, глиняные таблички с текстом законов, составленных царем Ур-Намму. Немалая часть этого свода оказалась посвящена семейному праву.
Комментарий эксперта:
Главной семейной ценностью у жителей Ниппура и других городов Шумера считались дети. Бездетность воспринималась как величайшее горе. Семьи, не имеющие наследников, за определенное вознаграждение приобретали ребенка у многодетных. Этот процесс, по сути, являющийся усыновлением, полностью регламентировался законами. Утвердившийся в обществе культ детства и его отражение в семейном праве существенно ограничивало родительскую власть над детьми. Наказание повзрослевших непочтительных отпрысков даже за самую тяжкую провинность было оговорено в законе, и мать с отцом не могли превысить его меры.
При этом шумерское законодательство чётко регулировало и обязанности детей по отношению к родителям. Оскорбление отца или матери, оставление их в старости, а также неспособность устроить надлежащие похороны трактовалось не иначе как нарушение общественного закона.
Закон Моисея за непочтительное отношение к родителям предполагал весьма суровое наказание. Так, Второзаконие предписывает побивать буйных и непокорных сыновей камнями. Книги Исход и Левит велят предавать смерти не только человека, осмелившегося поднять руку на своих родителей, но и того, кто злословит отца или мать.
Какие наказания в подобных случаях предусматривали законодательства других государств древнего Ближнего Востока? Ответ на этот вопрос дают археологические документы.
Комментарий эксперта:
Законы шумерского царя Ур-Намму позволяли родителям продать сына, выказавшего непочтительность, в кабалу. Ударившему отца или мать в Ниппуре отрубали руку. Аналогичные меры предпринимали в Вавилоне. В 1901 году французскими учеными на территории Персии был открыт кодекс вавилонского царя Хаммурапи, начертанный клинописью на каменной стеле. Согласно этому законодательству, дерзкого сына, поднявшего руку на родителей, также лишали конечности. Иные сыновние провинности карались отлучением от наследства. Предавать непочтительных детей смерти не предписывала ни одна статья закона.
Интересно, что в целом законодательства Шумера и Вавилона не отличались либеральностью, и смертная казнь в них была одним из самых распространенных наказаний. Лишением жизни каралось большинство имущественных преступлений — например, воровство. В то время как по закону Моисея вор был обязан возместить пострадавшему ущерб в двух-, трех-, четырех-, или пятикратном размере, в зависимости от обстоятельств, и оставался жив.
Как же объяснить исключительно суровое отношение к неуважению родителей иудейского законодательства, и достаточно лояльное — кодексов иных народов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что в древнем Израиле чтить отца и мать не просто предписывали общественные правила, но повелевала Божия заповедь. Долг почитания родителей возводился в обязанность не только перед ними самими, но перед Создателем. Семья у иудеев была необходимым звеном для передачи Завета с Богом следующим поколениям. И если у язычников неуважение к родителям угрожало лишь общественным устоям, то народ — хранитель веры в Единого Бога рисковал утратить связь со Творцом.
Всякий народ защищает те ценности, которые ему наиболее важны. Благодаря открытиям археологов библейские приоритеты древних израильтян выглядят особенно четко на фоне законодательств соседних государств.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».