После Исхода из египетского плена израильский народ получил от Бога через пророка Моисея закон, регламентирующий все сферы жизни. Ядром этого законодательства стал Декалог — десять заповедей, определивших основы нравственности. Пятая из них гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». В Моисеевом законе, отражённом в нескольких книгах Ветхого Завета, это божественное повеление получает развитие. Исход, Второзаконие, Левит разъясняют, какое наказание ожидает строптивых и непокорных детей, дерзнувших причинить вред своим родителям.
Были ли подобные правила в законодательствах других народов Ближнего Востока во времена Ветхого Завета? На рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков команда Пенсильванского университета США обнаружила на раскопках священного города шумеров Ниппура, на территории современного Ирака, глиняные таблички с текстом законов, составленных царем Ур-Намму. Немалая часть этого свода оказалась посвящена семейному праву.
Комментарий эксперта:
Главной семейной ценностью у жителей Ниппура и других городов Шумера считались дети. Бездетность воспринималась как величайшее горе. Семьи, не имеющие наследников, за определенное вознаграждение приобретали ребенка у многодетных. Этот процесс, по сути, являющийся усыновлением, полностью регламентировался законами. Утвердившийся в обществе культ детства и его отражение в семейном праве существенно ограничивало родительскую власть над детьми. Наказание повзрослевших непочтительных отпрысков даже за самую тяжкую провинность было оговорено в законе, и мать с отцом не могли превысить его меры.
При этом шумерское законодательство чётко регулировало и обязанности детей по отношению к родителям. Оскорбление отца или матери, оставление их в старости, а также неспособность устроить надлежащие похороны трактовалось не иначе как нарушение общественного закона.
Закон Моисея за непочтительное отношение к родителям предполагал весьма суровое наказание. Так, Второзаконие предписывает побивать буйных и непокорных сыновей камнями. Книги Исход и Левит велят предавать смерти не только человека, осмелившегося поднять руку на своих родителей, но и того, кто злословит отца или мать.
Какие наказания в подобных случаях предусматривали законодательства других государств древнего Ближнего Востока? Ответ на этот вопрос дают археологические документы.
Комментарий эксперта:
Законы шумерского царя Ур-Намму позволяли родителям продать сына, выказавшего непочтительность, в кабалу. Ударившему отца или мать в Ниппуре отрубали руку. Аналогичные меры предпринимали в Вавилоне. В 1901 году французскими учеными на территории Персии был открыт кодекс вавилонского царя Хаммурапи, начертанный клинописью на каменной стеле. Согласно этому законодательству, дерзкого сына, поднявшего руку на родителей, также лишали конечности. Иные сыновние провинности карались отлучением от наследства. Предавать непочтительных детей смерти не предписывала ни одна статья закона.
Интересно, что в целом законодательства Шумера и Вавилона не отличались либеральностью, и смертная казнь в них была одним из самых распространенных наказаний. Лишением жизни каралось большинство имущественных преступлений — например, воровство. В то время как по закону Моисея вор был обязан возместить пострадавшему ущерб в двух-, трех-, четырех-, или пятикратном размере, в зависимости от обстоятельств, и оставался жив.
Как же объяснить исключительно суровое отношение к неуважению родителей иудейского законодательства, и достаточно лояльное — кодексов иных народов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что в древнем Израиле чтить отца и мать не просто предписывали общественные правила, но повелевала Божия заповедь. Долг почитания родителей возводился в обязанность не только перед ними самими, но перед Создателем. Семья у иудеев была необходимым звеном для передачи Завета с Богом следующим поколениям. И если у язычников неуважение к родителям угрожало лишь общественным устоям, то народ — хранитель веры в Единого Бога рисковал утратить связь со Творцом.
Всякий народ защищает те ценности, которые ему наиболее важны. Благодаря открытиям археологов библейские приоритеты древних израильтян выглядят особенно четко на фоне законодательств соседних государств.
19 декабря. О творчестве Якова Полонского
Сегодня 19 декабря. В этот день в 1819 году родился русский поэт, литературный критик и журналист Яков Полонский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Яков Петрович Полонский — яркий представитель так называемого «чистого искусства»,
намеренно избегавшего тем на злобу дня. Яков Петрович всего ближе к Афанасию Фету,
с которым он составлял подлинный тандем, отдавая предпочтение своему литературному другу и
оппоненту одновременно. Многим из наших слушателей наверняка знакомы строчки «Наш костер в тумане светит, искры гаснут на лету» — это слова Полонского, легшие в основу одного из самых
популярных цыганских романсов своего времени. Не будем отрицать, что поэты XIX столетия были
людьми, воспитанными в дворянских гнездах, в дружном сообществе архивных юношей. Кстати,
журнал «Москвитянин» и объединил этих замечательных наших соотечественников с тонкими
чувствами, как бы мы сказали, рафинированных интеллигентов, людей, взросшенный на православной духовности, умеющих мысль облекать в точенную форму, людей, всегда откликавшихся на окружающую их жизнь, но выражавших свои убеждения высоким светлым и проникающим в глубины душ словом.
Яков Петрович Полонский — представитель русской поэзии, на которую сегодня доступно в
антологиях, в сборниках, и немалая часть его творчества представляет собой молитву. Мы видим,
что его одушевляло искренне религиозное чувство.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О милосердии к людям, находящимся в нужде
Сегодня 19 декабря. Международный день помощи бедным.
О милосердии к людям, находящимся в нужде — протоиерей Михаил Самохин.
Для православного человека каждый день должен быть таким днём. И вовсе не потому, что мы такие хорошие, а потому что сам Господь повелел нам помогать бедным, не глядя в календарь. Сначала, рассказав нам о том, как мы будем судиться на Страшном суде. Вспомните, какое значение для этого суда имеет именно помощь бедным. И ещё, напомнив в притче о безумном богаче, что несмотря ни на какие богатства, в эту же ночь нашу душу могут забрать от нас. И кому останется накопленное?
Сопоставив эти два рассказа Спасителя, мы поймём очень простую вещь. Нам некогда ждать особого дня для помощи нашим ближним. Особенно, если этот день наступает раз в год. Попросту потому, что нашего собственного завтрашнего дня нам никто не обещал.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 декабря. О небесном покровителе Святителе Николае Чудотворце
Сегодня 19 декабря. Церковь чтит память Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, жившего в четвертом веке.
О своём небесном покровителе — священник Николай Дубинин.
У каждого из нас есть любимые святые и, конечно, мы любим своих небесных покровителей. Для меня лично мой небесный покровитель, святитель Николай Чудотворец, явил, ну, пожалуй, все евангельские чудеса. Я не встретил больше такого святого, который бы повторил ровно те чудеса, которые совершал только Господь. Смотрите, и украшение бури, и воскрешение из мертвых, и многое, что творил Христос в Евангелии, повторил Николай Чудотворец. Конечно, не своей силой — силой Христовой, но он уподобился своему учителю даже в чудесах. И как мы в Тропаре говорим и поем, что он «Правило веры», вот он как стандарт, какая должна быть вера в Бога. И он это правило явил и всем нам показал.
Все выпуски программы Актуальная тема