Священник Иоанн,сидя за низким деревянным столиком, набрасывал тезисы завтрашней проповеди. Он служил в московском храме Рождества Христова в Измайлове. Завтра будет праздничная Литургия, и его слово, обращённое после службы к прихожанам, должно быть особенным: проникновенным и сильным. Отец Иоанн хотел поговорить с людьми о любви к ближнему, о том, что нельзя равнодушно проходить мимо чужой нужды и быть глухими к тем, кто просит о помощи...
Мысли священника текли легко на лист бумаги, одна за другой ложились ровные строчки. Он просидел над проповедью до позднего вечера. Несколько раз в дверь стучали, но отец Иоанн был так увлечён работой, что просто не смог открыть.
...Ранним утром, когда отец Иоанн запирал дверь своей комнаты, чтобы пойти на службу в храм, кто-то тронул его за плечо. Это оказалась соседка по коммунальной квартире в Большом КозИхинском переулке, где он уже несколько лет жил. Женщина смущённо проговорила:
— Батюшка, Вас, наверное, вчера дома не было? Я несколько раз стучала — хотела занять у вас копеечку, а то хлеба купить не на что...
Отец Иоанн почувствовал, как щёки его запылали. Подумать только! Бедная женщина стояла у его дверей, чтобы попросить кусок хлеба, а он в это время писал высокие слова о любви к ближнему!
Отец Иоанн протянул женщине крупную купюру и категорически запретил возвращать долг. Однако проповедь о любви этим утром в храме так и не прозвучала. Священник посчитал себя недостойным произносить её после того, как сам, пусть и невольно, пренебрёг чужою нуждой.
Этот урок отец Иоанн запомнил на всю жизнь. Не забывал он его и в Псково-Печёрском монастыре, где поселился после принятия монашеского пострига. Люди не знали батюшки, более внимательного и чуткого к их проблемам, бедам и заботам, чем старец Иоанн (Крестьянкин). А он говорил: «Сердце христианина должно гореть любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце чёрство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омрачённое холодностью, оно становится равнодушным и к Богу. А без любви к Богу не может быть христианина».
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема