
Фото: Manos Gkikas/Unsplash
Русская эскадра под командованием графа Орлова бороздила просторы Эгейского моря у греческих берегов. Перед ней стояла нелёгкая задача — отыскать добровольцев среди местных мореходов, которые были бы готовы вместе с Российским флотом ударить по туркам. Шла Русско-Турецкая война тысяча семьсот семьдесят седьмого года.
Море было тихое. На горизонте — ни облачка. Вперёдсмотрящий флагманского корабля в очередной раз поднёс к глазам подзорную трубу. Внезапно ему показалось, будто он что-то заметил. Так и есть — откуда ни возьмись, по морской глади прямо на них мчался большой корабль. Моряк навёл трубу на флаг, и невольно вздрогнул: на мачте развевалось чёрное полотно с «весёлым роджером».
— Пиратское судно прямо по курсу! — крикнул вперёдсмотрящий. Двадцать пушек на борту!
Известили капитана. Граф был озадачен: неужели пираты решили напасть на военную эскадру, мощность которой во много раз превосходила их корабль?
Но вот суда поравнялись. На русский флагман передали письмо, в котором команда пиратского корабля изъявляла намерение присоединиться к эскадре, чтобы воевать на стороне России. Под письмом стояла подпись: Иоаннис Варвакис.
После некоторых раздумий, капитан эскадры принял столь необычное пополнение. И не пожалел. Варвакис на своём судне осуществил несколько сложнейших военных операций, и героически проявил себя в решающем для России Чесменском сражении.
После этого бывший пират не мыслил для себя возвращения к прежнему образу жизни. Он горячо раскаялся в своих прошлых грехах, и попросил императрицу Екатерину Вторую разрешить ему поселиться в России. Высочайшим соизволением Варвакису было пожаловано российское подданство, а за проявленную доблесть и воинские заслуги императрица возвела Иоанниса в чин поручика.
На новой родине, с именем, звучащим теперь на русский лад — Иван Андреевич Варваций — он поселился в Астрахани и занялся рыботорговым промыслом. Вскоре Варваций разбогател и стал числиться в миллионерах.
Почти все заработанные деньги Иван Андреевич тратил на благотворительность. Многих это удивляло, а Варваций говорил, что жить по-другому теперь просто не имеет права.
Одним из первых пожертвований Ивана Андреевича были средства на строительство колокольни Успенского собора в Астраханском Кремле. Вскоре после этого он на собственные деньги возвёл Тихвинскую церковь, а при ней устроил богадельню на пятьдесят мест.
Но, наверное, никто из жителей Астрахани не ожидал, что их новый земляк возьмётся за дело, которое в своё время не смог довести до конца даже сам Пётр Первый — благоустройство Астраханского канала.
Правда, каналом его уж мало кто называл. Это, скорее, была канава — не особенно широкая и не очень красивая, хотя и протекала через центр города. Однако, у неё было и стратегическое значение — канава соединяла Волгу с рекой Кутум. Правда, крупным судам по ней ходить было практически невозможно.
Иван Андреевич организовал работы по расчистке и расширению канала, построил через него несколько каменных мостов, благоустроил набережную. Это заняло семь лет, и обошлось Варвацию в двести тысяч рублей. Так, по крайней мере, говорят те, кто занимался подсчётами. Сам Иван Андреевич денег не считал — он был готов отдать всё до копейки.
В конце своей жизни Варваций перебрался в Таганрог, где тоже оставил о себе добрую память. Иван Андреевич построил там Александро-Невский мужской монастырь, открыл богадельню и приют для бедных.
Варваций умер в Греции, до последнего вздоха оставаясь верным и своей второй Родине — России, удивительной стране, в которой даже лихие пираты превращаются в щедрых благотворителей.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.