
Фото: PxHere
В Евангельском рассказе подробно отражены обстоятельства, предшествовавшие казни Иоанна Крестителя. Предтеча Господень обличил правителя Галилеи, Ирода Антипу, в том, что тот незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа - Иродиадой. Разгневанный Ирод приказал арестовать пророка за смелое обличение. Однако, уязвлённое самолюбие Иродиады не удовлетворилось тем, что Иоанн был брошен в темницу — ей хотелось полностью уничтожить праведника. И вот на пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады - Саломея, угодив правителю своей пляской, по наущению матери попросила у него страшное вознаграждение — голову Иоанна Крестителя на блюде. И её безумное прошение тут же было исполнено.
Благодаря последовательному изложению евангелиста Матфея известны мотивы казни и имена всех, кто был причастен к смерти пророка. А вот место трагедии осталось за кадром евангельского повествования. По версии, утвердившейся в раннем Средневековье, Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло в царском дворце в Себастии — в городе, который возвёл отец Ирода Антипы - Ирод Великий, на месте древней Самарии. В одноимённой арабской деревушке Себастия сохранились стены и арки капеллы периода крестоносцев, построенной на месте византийского храма. Согласно традиции Западной Церкви, храм был расположен там, где после Усекновения был погребён Иоанн Предтеча.
Однако, отождествление Себастии с местом мученической кончины Иоанна Предтечи вступает в конфликт с некоторыми историческими фактами. К такому выводу пришёл кандидат богословских наук, преподаватель кафедры библеистики Киевской духовной академии протоиерей Олег Скнарь, проведя научное сопоставление евангельского рассказа и трудов еврейского историка первого века Иосифа Флавия - «Иудейские древности» и «Иудейская война».
Согласно завещанию Ирода Великого, после его смерти обширная территория Иудейского царства была разделена между его тремя сыновьями — Архелаем, Антипой и Филиппом. Себастия, как и многие другие города Самарии, отошла Архелаю. Но, спустя девять лет, он был арестован за жестокое обращение с подданными и сослан императором в галлийский город Виенну — сейчас это Вена. Всё имущество Архелая при этом перешло в собственность императора, а территория, принадлежавшая ему, включая Себастию, получила статус римской провинции. Аннексия произошла до ареста Иоанна Предтечи, и это означает, что даже если роковой танец Саломеи состоялся в Себастии, Ирод Антипа не смог бы реализовать решение о казни без уведомления и согласия римских властей. Но в евангельском рассказе такое согласование не упоминается, наоборот, говорится о том, что Ирод сразу же откликнулся на просьбу Саломии и послал слуг отсечь голову Иоанна Крестителя.
Ироду Антипе по завещанию отца отошли территории Галилеи и Переи. Здесь, в нескольких километрах к востоку от Иордана и Мёртвого моря, экспедиция немецкого исследователя Ульриха Зеетцена обнаружила в 1807 году крепость Махерус с остатками царского дворца. Расстояние, отделяющее эту цитадель от Вифавара, где совершал своё служение Иоанн Креститель, можно преодолеть за день пешего пути. Логично предположить, что после ареста пророк был доставлен именно в Махерус, а не в Себастию, куда многодневный маршрут пролегает через Иудейскую пустыню и Иудейские горы. Этой версии придерживается и украинский библеист протоиерей Олег Скнарь.
Еврейско-римский историк первого века Иосиф Флавий в своём труде «Иудейская война» оставил подробный рассказ о крепости Махерус. Территорию Переи, на которой она расположена, захватил у арабов-набатеев во втором веке до Рождества Христова царь Иудеи Иоанн Гиркан. В первом столетии до Рождения Спасителя его сын Александр Яннай построил здесь фортификационные укрепления, чтобы защищать от набатеев южные рубежи Иудейского царства. Ирод Великий, придя к власти, нашёл, что это место заслуживает особого внимания. Как пишет Иосиф Флавий: «Он окружил обширное пространство стенами и башнями и основал там город. Посреди укреплённой площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев. Он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы тот мог противостоять продолжительной осаде». Именно здесь, в крепости Махерус, разместил свою резиденцию после смерти отца Ирод Антипа.
Достоин внимания ещё один интересный факт. Поводом к вынесению смертного приговора Иоанну Предтече послужило, как известно из Евангелия, публичное осуждение пророком связи между Иродом Антипой и Иродиадой, женой его брата Филиппа. Для женитьбы на Иродиаде Ирод Антипа оставил свою супругу Харису, дочь набатейского царя Ареты Четвёртого — этот брак был заключён некогда для закрепления дружественных уз между государствами. В 36 году армия Ареты Четвёртого вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Иосиф Флавий сообщает, что современники расценили этот факт как «небесное возмездие» за смерть Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование уникально тем, что рассказывая о земном пути Богочеловека, попутно раскрывает многие исторические обстоятельства. А научное сопоставление Священного писания с иными летописными источниками помогает уточнять детали событий, происходивших в Иудее две тысячи лет назад. Так, свидетельство Иосифа Флавия позволило учёным с большой долей вероятности определить место Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема