
Фото: PxHere
В Евангельском рассказе подробно отражены обстоятельства, предшествовавшие казни Иоанна Крестителя. Предтеча Господень обличил правителя Галилеи, Ирода Антипу, в том, что тот незаконно сожительствовал с женой своего брата Филиппа - Иродиадой. Разгневанный Ирод приказал арестовать пророка за смелое обличение. Однако, уязвлённое самолюбие Иродиады не удовлетворилось тем, что Иоанн был брошен в темницу — ей хотелось полностью уничтожить праведника. И вот на пиру в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады - Саломея, угодив правителю своей пляской, по наущению матери попросила у него страшное вознаграждение — голову Иоанна Крестителя на блюде. И её безумное прошение тут же было исполнено.
Благодаря последовательному изложению евангелиста Матфея известны мотивы казни и имена всех, кто был причастен к смерти пророка. А вот место трагедии осталось за кадром евангельского повествования. По версии, утвердившейся в раннем Средневековье, Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло в царском дворце в Себастии — в городе, который возвёл отец Ирода Антипы - Ирод Великий, на месте древней Самарии. В одноимённой арабской деревушке Себастия сохранились стены и арки капеллы периода крестоносцев, построенной на месте византийского храма. Согласно традиции Западной Церкви, храм был расположен там, где после Усекновения был погребён Иоанн Предтеча.
Однако, отождествление Себастии с местом мученической кончины Иоанна Предтечи вступает в конфликт с некоторыми историческими фактами. К такому выводу пришёл кандидат богословских наук, преподаватель кафедры библеистики Киевской духовной академии протоиерей Олег Скнарь, проведя научное сопоставление евангельского рассказа и трудов еврейского историка первого века Иосифа Флавия - «Иудейские древности» и «Иудейская война».
Согласно завещанию Ирода Великого, после его смерти обширная территория Иудейского царства была разделена между его тремя сыновьями — Архелаем, Антипой и Филиппом. Себастия, как и многие другие города Самарии, отошла Архелаю. Но, спустя девять лет, он был арестован за жестокое обращение с подданными и сослан императором в галлийский город Виенну — сейчас это Вена. Всё имущество Архелая при этом перешло в собственность императора, а территория, принадлежавшая ему, включая Себастию, получила статус римской провинции. Аннексия произошла до ареста Иоанна Предтечи, и это означает, что даже если роковой танец Саломеи состоялся в Себастии, Ирод Антипа не смог бы реализовать решение о казни без уведомления и согласия римских властей. Но в евангельском рассказе такое согласование не упоминается, наоборот, говорится о том, что Ирод сразу же откликнулся на просьбу Саломии и послал слуг отсечь голову Иоанна Крестителя.
Ироду Антипе по завещанию отца отошли территории Галилеи и Переи. Здесь, в нескольких километрах к востоку от Иордана и Мёртвого моря, экспедиция немецкого исследователя Ульриха Зеетцена обнаружила в 1807 году крепость Махерус с остатками царского дворца. Расстояние, отделяющее эту цитадель от Вифавара, где совершал своё служение Иоанн Креститель, можно преодолеть за день пешего пути. Логично предположить, что после ареста пророк был доставлен именно в Махерус, а не в Себастию, куда многодневный маршрут пролегает через Иудейскую пустыню и Иудейские горы. Этой версии придерживается и украинский библеист протоиерей Олег Скнарь.
Еврейско-римский историк первого века Иосиф Флавий в своём труде «Иудейская война» оставил подробный рассказ о крепости Махерус. Территорию Переи, на которой она расположена, захватил у арабов-набатеев во втором веке до Рождества Христова царь Иудеи Иоанн Гиркан. В первом столетии до Рождения Спасителя его сын Александр Яннай построил здесь фортификационные укрепления, чтобы защищать от набатеев южные рубежи Иудейского царства. Ирод Великий, придя к власти, нашёл, что это место заслуживает особого внимания. Как пишет Иосиф Флавий: «Он окружил обширное пространство стенами и башнями и основал там город. Посреди укреплённой площади он воздвиг дивный дворец, помещавший в себе множество просторных и изящных покоев. Он снабдил крепость огромным запасом стрел и машин и старался всевозможными средствами поставить гарнизон в такое положение, чтобы тот мог противостоять продолжительной осаде». Именно здесь, в крепости Махерус, разместил свою резиденцию после смерти отца Ирод Антипа.
Достоин внимания ещё один интересный факт. Поводом к вынесению смертного приговора Иоанну Предтече послужило, как известно из Евангелия, публичное осуждение пророком связи между Иродом Антипой и Иродиадой, женой его брата Филиппа. Для женитьбы на Иродиаде Ирод Антипа оставил свою супругу Харису, дочь набатейского царя Ареты Четвёртого — этот брак был заключён некогда для закрепления дружественных уз между государствами. В 36 году армия Ареты Четвёртого вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Иосиф Флавий сообщает, что современники расценили этот факт как «небесное возмездие» за смерть Иоанна Крестителя.
Евангельское повествование уникально тем, что рассказывая о земном пути Богочеловека, попутно раскрывает многие исторические обстоятельства. А научное сопоставление Священного писания с иными летописными источниками помогает уточнять детали событий, происходивших в Иудее две тысячи лет назад. Так, свидетельство Иосифа Флавия позволило учёным с большой долей вероятности определить место Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Волонтёры-медики для «Благотворительной медицины»
«Благотворительная медицина» — это волонтёрский проект, созданный несколько лет назад медиком Валерией Пинигиной. Участники проекта — люди разных медицинских профессий, которые в свободное от работы время приходят на помощь тем, о ком некому позаботиться, у кого нет документов и денег, кто лишился дома и оказался на улице. Кроме этого, доктор Лера, как ласково зовут её подопечные, вместе с волонтёрами регулярно выезжает на Донбасс. Там в рамках проекта «На стороне жизни» они заботятся о беременных женщинах и мамах с детьми. Консультируют их по вопросам здоровья, оказывают психологическую и гуманитарную помощь.
Больше года назад Валерии Пинигиной написала Алёна, мама троих детей. Её семья живёт в той местности, куда порой не доезжает даже скорая. В то время Алёна находилась в положении. Беременность протекала сложно, поэтому женщине была необходима помощь врачей. Благодаря волонтёрам-медикам здоровье мамы оказалось вне опасности. Сегодня Алёна сама трудится в «Благотворительной медицине» — координирует работу проекта в прифронтовых зонах.
Помощи там ждут многие семьи. Задачи у волонтёров самые разные. Например, недавно им удалось вывезти в Москву трёхмесячную девочку с пороком сердца. В столице малышке провели срочную операцию, и сейчас она чувствует себя хорошо.
В «Благотворительной медицине» всегда нужны врачи разных специальностей. Присоединиться к проекту можно из любой точки страны — консультировать выездную бригаду и подопечных онлайн. Если вы готовы помогать семьям Донбасса, делиться своим временем и опытом, свяжитесь с командой «Благотворительной медицины».
Контакты есть в официальной группе проекта в социальной сети ВКонтакте.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
У нас в гостях была доцент Школы философии и культурологии Высшей школы экономики Ольга Алиева.
Разговор шел о том, как христианство взаимодействовало с античной культурой, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона, и зачем им это было нужно.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль
Гостьей рубрики «Вера и дело» была историк, международник, педагог, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Мы говорили о том, как возникшее в 1907 году объединение женщин всех сословий и состояний возрождается сегодня и как это помогает сохранению русских традиций и культуры.
Наша гостья рассказала о том, как учеба и стажировка за рубежом помогли ей понять важность сохранения русских традиций, как она изучала историю «Союза русских женщин» и почему решила возродить его деятельность, кто и как может принять в этом участие.
Кроме того, разговор шел о рукоделии, кустарных производствах и других сферах, в которых как раньше, так и сегодня женщина может найти для себя интересную и творческую реализацию, о различных мероприятиях, которые организует Союз русских женщин, в частности в Музее императора Николая II в Москве в Токмаковом переулке.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело











