В домовой церкви елабужского епархиального женского училища шла служба. Воспитанницы в аккуратных форменных платьях тихонько подпевали хору. В уголке, у окна, стояла высокая женщина в тёмном креповом чепце и простом строгом платье. Скромный наряд, приветливое и кроткое выражение лица ничуть не выдавали в ней богачку и миллионершу. И, тем не менее, так оно и было: женщину звали Глафира Фёдоровна Стахеева. Она была вдовой известного в Елабуге и далеко за её пределами купца Василия Стахеева, наследницей его миллионного состояния и учредительницей Епархиального женского училища.
Не кичиться богатством, а направлять его на пользу ближним, Глафиру учили с самого детства. Её отец, купец первой гильдии и почётный гражданин Елабуги, воспитывал дочь по Евангелию, поэтому милосердие, доброта, чуткость и жертвенность естественным образом укоренились в характере Глафиры Фёдоровны.
Вместе с мужем, не только богатым человеком, но и щедрым благотворителем, она жертвовала храмам, монастырям, богадельням; поддерживала приюты и школы. Когда в тысяча восемьсот девяносто шестом году супруг Глафиры Фёдоровны скоропостижно скончался, она решила увековечить его память соответствующим образом — открыть на доставшиеся ей в наследство деньги в Елабуге Епархиальное училище для девочек.
Этот замысел возник не на пустом месте. В письме, адресованном епископу Вятскому Алексию Глафира Фёдоровна писала: «Мне известно довольно тяжелое положение местного духовенства, поставленного в горькую необходимость отправлять своих детей для обучения за пятьсот вёрст».
В здании нового училища, по её задумке, должны были расположиться домовая церковь, учебные классы, помещения для пансионерок, жилые комнаты для преподавателей. Однако дома, который соответствовал бы всем этим требованиям, не нашлось во всей Елабуге. И тогда Глафира Фёдоровна решила строить здание для Училища по специально разработанному проекту.
Вскоре на Казанской улице вырос внушительных размеров трёхэтажный особняк. В центре него, прямо над главным входом, высился купол домового храма в честь священномученика Василия Анкирского. Здание было оснащено водопроводом и полностью электрифицировано. Шестнадцатого сентября тысяча девятьсот третьего года Епархиальное училище открыло свои двери для воспитанниц.
Ими стали дочери местного духовенства, преимущественно из бедных семейств, расходы на содержание которых, на время их обучения, Стахеева полностью брала на себя. Таким образом, строительство и обеспечение училища обошлись ей почти в пятьсот тысяч рублей, что по тем временам было суммой более чем внушительной. Помимо этого Глафира Фёдоровна регулярно делала крупные пожертвования на нужды домового храма училища, в большие церковные праздники устраивала угощение для воспитанниц и преподавателей. Однако это купчиха Стахеева не считала расходами. Не потому, что купалась в деньгах, а потому, что потраченное ради блага ближних, расценивала как приобретение для души, и не ставила себе в заслугу.
Поэтому и награду — золотую медаль на Андреевской ленте, пожалованную Стахеевой Императором Николаем Вторым — Глафира Фёдоровна бережно хранила, но очень редко надевала. Впрочем, её и без регалий уважали и ценили. А подаренное Глафирой Стахеевой здание Епархиального женского училища служит елабужцам и поныне: сегодня в нём располагается Елабужский государственный педагогический университет.
«Уныние, отчаяние, депрессия». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина. Разговор шел о чувстве богооставленности. Что делать, когда рушатся все надежды и нападает отчаяние, как не перепутать депрессию с чувством покаяния и как преодолеть грех уныния и научиться верить и доверять Богу.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.