В 1916 году обстановка в Петрограде становилась все напряжённей. Трудности, обусловленные войной и продовольственным кризисом, вызывали отчаяние и ропот. Среди рабочих распространялись революционные идеи. Народ утрачивал веру во Христа, терял опору в жизни. В этих горьких исторических обстоятельствах два молодых иеромонаха Александро-Невской лавры, родные братья Лев и Гурий (Егоровы), приняли неординарное решение. Благословившись у священноначалия, они сняли комнату на рабочей окраине Лиговского проспекта и объявили, что её двери открыты для всех, кто нуждается в духовной поддержке. Люди откликнулись. В неприметную каморку, расположенную в одном из питерских дворов-колодцев, горожане несли свои горести, сомнения, страхи. Иные приходили из любопытства, и оставались беседовать — о Священной истории и человеческих судьбах, о вечном и насущном.
Летом 1916 года епархиальное начальство предоставило в распоряжение братьев Егоровых старую баржу на Малой Невке. В ней была устроена походная церковь, и теперь не только беседы, но участие в литургии объединяло сплотившихся благодаря иеромонахам петербуржцев. Так зарождалось братство Александро-Невского, прославившееся после революционных событий своей миссионерской деятельностью. Официально оно было зарегистрировано первого февраля 1919 года при Успенской церкви Александро-Невской лавры. В этом маленьком храме при покоях Петроградского митрополита Вениамина вопреки агитации большевиков, вершилась подлинная жизнь во Христе. Иеромонах Гурий заботился о соблюдении церковного богослужебного устава, а иеромонах Лев — о том, чтобы община не забывала о делах просвещения и милосердия.
С каждым годом братство Александра Невского вызывало все большее раздражение властей. 18 февраля 1932 года под арест попали сорок членов православного сообщества — их обвинили в содействии контрреволюции. Следствие проходило в ускоренном порядке и уже через месяц прозвучали приговоры, оказавшиеся суровыми. Лев (Егоров), к этому времени возведённый в сан архимандрита, получил десять лет лагерей. Отбывая наказание, отец Лев трудился в шахте под Новокузнецком. По четырнадцать часов он, не отличавшийся крепким здоровьем, возил тяжёлую вагонетку с углём. Лагерное начальство выносило священнику многократные выговоры «за отсутствие усердия к работе», чтобы лишить его возможности освободиться досрочно. Вскоре архимандрита перевели в штрафной изолятор, где условия содержания были и вовсе жесточайшими.
Летом 1937 года отца Льва обвинили в контрреволюционной агитации среди заключенных. Начались допросы.
Следователь:
Егоров, у тебя есть последний шанс признаться, кто из заключенных вошёл в организованную тобой контрреволюционную группу. Иначе я буду разговаривать с тобой по-другому!
Архимандрит Лев:
Вам известно, что я человек верующий, и свою жизнь посвятил служению Богу. Я всегда старался делиться своей верой в Христа Спасителя со всяким, кто встречался на моем пути. Это единственный вид пропаганды, от которой я никогда не откажусь. А контрреволюционных групп я никогда не создавал.
Следователь:
Кто же тогда создавал их? Назови фамилии, и обвинение будет с тебя снято! А там, глядишь, и срок получиться сократить.
Архимандрит Лев:
Мне неизвестно ни о каких группах. Но даже если бы я знал об их создателях, то не сказал бы, потому что по убеждениям мне чуждо всякое доносительство.
20 сентября 1937 года заключенный Егоров был расстрелян по приговору тройки Народного комиссариата внутренних дел. Гурий узнал о кончине брата спустя много лет, уже будучи епископом, также пройдя через тюрьмы и ссылки. Читая скупые строки извещения о смерти, владыка вспомнил проповедь отца Льва, произнесённую незадолго до ареста. Прочитав евангельский отрывок о мытаре Закхее, архимандрит обратился тогда к пастве: «Чтобы видеть Христа, мы взбираемся на высокое древо страданий, терпим лишения, несчастья и многие муки». Вспомнив эти слова, Епископ Гурий осенил себя крестным знамением и тихо произнес: «Вот и достиг ты, брат, вершины древа, увидел Христа воочию. Помолись обо мне!». Это была первая молитвенная просьба, обращенная к преподобномученику Льву (Егорову), прославленному Церковью в 2003 году.
Подарим тепло подопечным Обители милосердия
Ольга Викторова — мама двоих маленьких детей — Даны и Миши. Оба ребёнка родились с тяжёлой патологией. Так сложилось, что забота о них полностью легла на плечи Оли. Ни родных, ни близких рядом нет. Несмотря на это, женщина делает для детей всё возможное: занимается их лечением и реабилитацией. На лекарства уходит основная часть денег, поэтому часто на что-то другое, кроме еды, ресурсов уже не хватает. Но всё же без поддержки добрых людей семья не остаётся.
Некоторое время назад Ольга узнала, что в Москве есть Марфо-Мариинская обитель милосердия. Там принимают всех, кто попал в беду. В рамках проекта «Работа со случаем» людям передают самое необходимое — продукты, медикаменты и одежду, помогают разобраться с документами и не только. Поддержка сотрудников обители позволила семье Ольги выйти из режима выживания. И теперь справляться с трудностями маме двоих особенных детей стало гораздо легче.
Кроме проекта, «Работа со случаем» при Марфо-Мариинской обители действуют ещё несколько — это Елизаветинский детский дом, где в основном живут девочки с синдромом Дауна, Медицинский центр «Милосердие» для тяжелобольных детей и Центр семейного устройства. Ежемесячно через обитель проходят больше тысячи подопечных. Всю помощь они получают бесплатно. Проекты действуют на средства благотворителей, поэтому им важна поддержка.
Сейчас, с наступлением холодов, важно обеспечить все здания обители милосердия бесперебойным отоплением. Чтобы и сотрудники, и подопечные — это мамы с детьми, тяжелобольные люди и пожилые — находились в тепле.
Если вы хотите помочь, переходите на сайт Марфо-Мариинской обители милосердия mmom.ru/dobro/ и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение памяти о членах церковных общин». Игорь Гарькавый
У нас в гостях был историк, директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый.
Разговор шел о сохранении в Церкви памяти о членах церковных общин — наших предках, и о том, как этому помогают поминальные списки в храмах и монастырях.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Секреты счастья многодетной семьи». Священник Святослав, Ирина, Марина и Сергей Черные-Малкины
У нас в гостях была семья Черных-Малкиных: многодетные родители священник Святослав и Ирина, а также бабушка и дедушка Марина Николаевна и Сергей Петрович.
Наши гости поделились своими воспоминаниями о приходе к вере и первых шагах в Церкви. Кроме того, мы говорили о секретах счастья многодетной семьи и о выстраивании отношений между разными поколениями.
Все выпуски программы Светлый вечер