
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Преподобный Амвросий, знаменитый старец из Оптиной пустыни, живший в XIX веке, с детства мечтал стать поэтом. Он часто рассказывал об этом своем желании: как однажды специально удалился для вдохновения в тихое местечко с прекрасным пейзажем, как долго сидел и думал, о чем бы написать — да так и не придумал ничего.
Зато в обыденной речи преподобный так и сыпал рифмами. Народа к нему съезжалось много, и для каждого у отца Амвросия находился шуточный, а на самом деле глубоко поучительный, стишок-наставление.
Сборник избранных изречений старца, а также его притчи, беседы и наставления под названием «Жить не тужить» выпустило в 2011 году издательство «Никея». Это издание идеально подходит для того, чтобы стать карманной книгой. Ее весьма полезно иметь под рукой, потом что слова преподобного Амвросия, хоть и произносились им двести лет назад, не перестают быть актуальными и по сей день и поддерживают в море житейских проблем.
Частенько бывает, например, что мы хотим всего и сразу, но не получаем, и в очередной раз сетуем на неуспех в делах, начинаем унывать и злиться на весь мир... И здесь очень кстати окажется совет преподобного: «Потерпи. Может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад, а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением».
Святой нередко формулировал свои советы с неподражаемым юмором и иронией. В частности, история сохранила вот такую, адресованную кому-то, «поэтическую миниатюру»: «На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать». Но самое главное, что в каждом, даже на первый взгляд вроде бы шуточном, наставлении преподобного Амвросия, содержится огромная духовная польза.
Помимо наставлений в стихотворной форме, в книгу «Жить не тужить» включены небольшие рассказы из жизни старца, его беседы с духовными чадами — тоже наполненные светлым настроением, радостью и выдержанные в ироничном ключе, хотя и открывают глаза на очень серьезные вещи.
Говорят, что веселость всегда была присуща Амвросию Оптинскому. Он даже рассказывал монахам, которых находил в унынии и дурном настроении, анекдоты, чтобы их развеселить. Он и нам оставил свою простую, но удивительную формулу счастья: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











