Наверное, большинство из тех, кто хоть раз прочёл «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери — неважно, в детстве или в зрелом возрасте — не могло до конца смириться с тем, что в финале повести главный герой, по всей вероятности, умирает. Вот почему когда впервые увидела свет «Цитадель» — труд всей жизни Экзюпери, яркое, мощное, ни на что не похожее и не вмещающееся ни в одни жанровые рамки произведение, — поклонники творчества писателя с восторгом разглядели в её главном герое, принце Пустыни — своего любимого Маленького принца. Только теперь — взрослого, мудрого, многое пережившего, но всё так же искренне ищущего ответы на главные вопросы бытия. И хотя сам Сент-Экзюпери ровным счётом ничего об этом тождестве не говорил, многие исследователи его творчества сходятся во мнении, что художественно и философски «Цитадель» действительно во многом наследует самому знаменитому произведению любимого во всём мире французского писателя.
На русском языке отрывки из «Цитадели» впервые появились в конце восьмидесятых, и уже тогда читателям стало понятно, с каким литературным феноменом они столкнулись. Позже в замечательном художественном переводе Марианны Кожевниковой «Цитадель» была издана целиком. Точнее, в том объёме, в котором она существовала в авторских рукописях, ибо сам Сент-Экзюпери свой монументальный труд завершить так и не успел. Но эта неоконченность, словно загадочное многоточие, пожалуй, только придала глубину и без того невероятно глубокому произведению.
Большая часть повествования ведётся от лица главного героя. Сын повелителя Пустыни размышляет о своей жизни, ищет своё место в ней, пытается осмыслить взаимосвязи человека с природой, человека с человеком и, наконец, человека с Богом...
Притчевый характер повествования делает книгу похожей на творения древних мудрецов. Здесь насыщено смыслом буквально каждое слово. Некоторые даже отмечают схожесть «Цитадели» с Библейской Книгой Екклесиаста по литературной форме. Необыкновенная поэтичность слога, созерцательность, но не отстранённость создают у читателя эффект соприкосновения с сакральным и таинственным.
«Цитадель» была составлена автором из разрозненных фрагментов дневников, записных книжек, записок на полях. Экзюпери погиб, так и не успев как следует обработать литературный материал для главной книги своей жизни, поэтому о целостности сюжета говорить не приходится. Зато читать её можно с любой страницы, и всё равно будет отчётливо слышен между строк постоянный призыв к Богу, поиск Бога и жажда единения с Ним. «Ты есть», — говорит Экзюпери устами своего героя.
«Протянув ладони, идём все мы к одному и тому же огню. И обретают наши ладони Тебя одного, Господи!» — пишет Сент-Экзюпери. А значит, убёждён он, люди имеют возможность стереть противоречия и примириться друг с другом, выстроив в своих сердцах надежную «Цитадель» веры и любви.
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.