Священномученик Григорий Долинин родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в знаменитом селе Хохлома Нижегородской губернии. Происходил он из крестьян, работал и батраком, и коммивояжером, и конторщиком. С тысяча девятьсот восьмого года состоял в партии эсеров. После революции вернулся к сельскому хозяйству и в двадцать пятом году получил диплом на выставке «за культурное ведение хозяйства». Потом бросил землю и начал торговать хохломскими ложками. А через два года вновь занялся крестьянским трудом. Псаломщиком и диаконом в храме Григорий стал в тридцать третьем году, отсидев первый срок за антиколхозную агитацию. В тридцать пятом последовал новый арест и пятилетняя ссылка в Казахстан. Там, в поселке Щербакты отца Григория обвиняют в том, что будучи в ссылке он вошел в церковно-сектантскую контрреволюционную группу. Через неделю после ареста отца Григория расстреляли. Он был прославлен как священномученик в двухтысячном году.
Иван Горохов. «У постели выздоравливающей»
— Мама, посмотри, это же мы с Наташей на картине Ивана Горохова «У постели выздоравливающей»!
— Да, Лиза, очень похоже! Узнаваемая сценка. Совсем недавно я видела её дома, а теперь вот в Бурятском художественном музее. И впрямь, будто ты лежишь с температурой, а приятельница пришла тебя навестить.
— И так же, как мы, девушки читают вслух книгу. У нас это были «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Интересно, чем гостья на картине развлекает выздоравливающую?
— Ну, как мы сейчас можем это узнать...
— Узнать не можем, а предположить — вполне! Простите, что вмешался в разговор, но я тоже задумывался над тем, что могли читать подруги на картине Ивана Горохова.
— Ой, как интересно!
— И к какому выводу вы пришли?
— Это 1886 год. Период расцвета Чехова, как автора миниатюрных юмористических рассказов. Очень подходящее чтение во время болезни.
— Но девушки на картине выглядят серьёзными...
— Значит, возможно, они погружены в события повести Владимира Короленко «Дети подземелья». Она была впервые напечатана в журнале «Русская мысль» в конце 1885 года.
— Мы в школе проходили эту книгу. Она слишком грустная, чтобы слушать её во время болезни.
— Тогда как вам такой вариант — фантастическая повесть Жюля Верна «Робур-Завоеватель»? Девушки вполне могли читать издание на французском языке. Судя по обстановке в комнате, они образованные. Скорее всего, это курсистки — слушательницы Высших женских курсов.
— Почему вы так предположили?
— На картине очень много говорящих деталей. Так, слева на этажерке стопка книг. Они сложены хаотично — то есть, востребованы. Справа на стене рядом с семейными фотографиями — портрет крестьянки в сарафане. Значит, хозяйка увлечена идеями народничества — сближения интеллигенции с простыми людьми. Всё это укладывается в образ дворянки, которая учится, чтобы потом работать в деревне врачом или учительницей.
— Получается, что на картине, по определению учебника истории — «типичные представительницы передового дворянства». Девушки так близки по духу, что даже похожи друг на друга, как сёстры.
— Ну, это ещё и потому, что моделью Ивану Горохову служила невеста Верочка. С будущей жены художник писал и хозяйку, и гостью. Картина «У постели выздоравливающей» стала его дипломной работой по окончании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Иван Лаврентьевич получил за неё высшую награду — Большую серебряную медаль.
— Разве высшая награда — не золотая медаль?
— Золотую давали только выпускникам Академии художеств. Горохов собирался продолжить там образование, но передумал.
— А почему?
— Из-за бедности. Иван Лаврентьевич был из крестьян, не имел никакого капитала, и жил тем, что зарабатывал. По окончании училища он вернулся на родину, в Можайск, преподавал там живопись в реальном училище, писал картины на заказ. Поэтому основная часть его наследия осела в частных коллекциях. Можно сказать, что нам повезло увидеть одну из работ Горохова.
— Да ещё такую — выразительную, содержательную.
— Интересную!
— Вневременную! Недаром вы, юная леди, узнали себя в картине «У постели выздоравливающей». В этом полотне сквозь приметы эпохи видны черты, свойственные девушкам всех столетий — романтизм, участливость, сердечность. Женственность в одном из лучших своих проявлений.
Картину Ивана Горохова «У постели выздоравливающей» можно увидеть в Улан-Удэ, в Бурятском республиканском художественном музее имени Цыренжапа Сампилова.
Все выпуски программы: Краски России
Иван Горохов. «Закат. Троицкая церковь»
— Мама, смотри, какой нежный пейзаж! Называется «Закат. Троицкая церковь». Художник Иван Горохов.
— Да, впечатляет! Маленький городок, занесённый снегом. Всё вокруг озарено голубовато-сиреневым закатным светом. На горизонте храм с высокой колокольней. Его силуэт в вечерних лучах — тонкий, изящный, словно вырезанный из бумаги. Мне очень нравится!
— Это у нас в Можайске?
— Совершенно необязательно. Если картина выставлена здесь, в Можайской художественной галерее, то это вовсе не означает, что на ней виды нашего города. Да и не узнаю я церковь. Не помню такой высоченной колокольни в окрестностях.
— И тем не менее, милые дамы, пейзаж с Троицкой церковью Иван Горохов написал именно в Можайске, в 1917 году. Простите, если моё замечание показалось вам неуместным.
— Спасибо, что вы уточнили. Но я удивлена. Живу в Можайске пятнадцать лет, и такой очаровательный уголок остался для меня белым пятном. Почему так получилось?
— Потому что храма Святой Троицы давно уже нет. Он был разрушен в середине двадцатого века.
— Сколько церквей уничтожили при советской власти!
— Здесь особый случай. Троицкий храм безбожники закрыли в 1927 году. Но взорвали его немецкие оккупанты во время Великой Отечественной войны. В 1942-ом, при отступлении.
— А где эта церковь находилась?
— В самом центре, неподалёку от Можайского кремля, в том месте, где сейчас стоит памятник солдату-освободителю.
— Это в районе улицы Клементьевской?
— Да. В шестнадцатом веке там располагался Троицкий монастырь. Все его строения, включая главный храм, были деревянными. В семнадцатом столетии обитель упразднили, церковь стала приходской. А в 1792 году её отстроили в камне. Позднее облик здания претерпел некоторые изменения. В 1885-ом колокольня стала многоярусной — как на картине Ивана Горохова.
— По сути, это полотно — не только художественное произведение, но ещё и исторический документ. Интересно, художник осознавал это?
— Едва ли. Иван Лаврентьевич просто писал то, что ему дорого. А до момента, когда церковь была разрушена, он не дожил.
— Иван Горохов родом отсюда, из Можайска?
— Расскажите о художнике, пожалуйста!
— Если в двух словах — родился Иван Горохов в семье крепостного крестьянина в деревне Бели, это километров пятнадцать от Можайска. С детства хорошо рисовал. Помещик Владимир Карлович фон Мекк заметил талант мальчика и помог ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Горохов окончил учёбу с отличием, вернулся на родину. В 1897 году в деревне случился страшный пожар, изба художника сгорела.
— Какой удар!
— Да, нелёгкое испытание. Но Иван Лаврентьевич преодолел его — переселился в Можайск, купил в рассрочку дом, трудился преподавателем рисования в местном училище, писал картины. Художнику часто выпадали трудности, но он не унывал.
— Картина «Закат. Троицкая церковь» красноречиво свидетельствует о том, что её автор был чужд унынию.
— Это верно! Колокольня возвышается над городом, осеняет его крестом. Чистые, свежие краски заката питают душу. Тот день подарил художнику радость. И мы сегодня можем её почувствовать, любуясь картиной!
Картину Ивана Горохова «Закат. Троицкая церковь» можно увидеть в Художественной галерее города Можайска.
Все выпуски программы: Краски России
27 ноября. О любви
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево города Москвы.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о любви.