Критик Белинский называл пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», и был, конечно, прав. Однако с тех пор прошло без малого двести лет. И жизнь, и литература за это время успели довольно сильно измениться; появились новые имена, претендующие на лавры бытописателей современности. Ольга Рожнёва, автор небольших, но ярких и запоминающихся рассказов, с Пушкиным себя никогда не сравнивала. Однако её произведения так и хочется назвать если уж не энциклопедией, то большим толковым словарём нашей непростой жизни. Большинство из них уместились под обложкой сборника «Родственные души и другие рассказы», вышедшего в популярной «Зелёной серии надежды» издательства Сретенского монастыря.
Ольга Рожнёва придерживается в своём творчестве золотого правила — писать о людях только то, что на самом деле о них знаешь. К счастью, на отсутствие материала автору жаловаться не приходится: открытой и приветливой, ей часто доверяют свои истории и близкие друзья, и случайные попутчики в вагоне поезда, и паломники, попавшие к ней на экскурсию по монастырю Оптина Пустынь, где Ольга долгое время несла служение гида. Словом, неудивительно, что рассказы, выходящие из-под её пера, получаются необыкновенно живыми и естественными. А самое главное — их герои, попадая в банальные, каждому из нас знакомые житейские ситуации, умеют разглядеть в них глубокий смысл и извлечь полезный урок.
Как, например, священник отец Борис из рассказа «Рыбный пирог для тёщи». Разочарование от неудачной рыбалки он сумел перевести совсем в иное русло, размышляя, какая это, в сущности мелочь в сравнении с тем, что Бог дал ему в жизни — счастливую семью, здоровых детей... Так от неприятного осадка не осталось и следа. А когда едущую к батюшке в гости тёщу было решено, за неимением рыбного, потчевать капустным пирогом, в дверь к отцу Борису постучался сосед с гостинцем — двумя большими астраханскими щуками!..
В своей книге «Родственные души и другие рассказы» Ольга Рожнёва говорит о доверии Богу, позволяющем забыть наше вечное беспокойство, озабоченность и открыть глаза на собственное счастье; о том, как огромна и бескорыстна любовь и забота наших ближних, которую мы часто просто перестаём замечать, воспринимая как должное.
Вчитываясь в эти простые истории невозможно отделаться от ощущения дежавю — наверняка они случались и в нашей жизни. А значит, мы с героями рассказов Ольги Рожнёвой — «Родственные души». Писательница помогла нам встретиться на страницах своей замечательной книги и лучше понять друг друга и самих себя.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов