Верность считалась непреложным основанием брака. Можно сказать, она служит «показателем» надежности человека. Ведь если он изменяет, то и в других вещах доверия ему нет. Верность, в том числе и супружеская, это залог постоянства, благополучия и процветания. Семья не может существовать без нее. Но увы, все чаще и чаще в новостях или от знакомых мы слышим о случаях развода из-за неверности...
В былые времена на Руси развод или свободные отношения были, скорее, немыслимым исключением, чем нормой жизни. Люди давали клятву верности и хранили ее до самой смерти, всю жизнь поддерживая друг друга в радости и печали.
В XIII веке в рязанской деревне жила простая девушка Феврония. Благодаря своей мудрости и удивительным обстоятельствам, при которых она встретила и исцелила от тяжелой болезни князя Петра, она вышла за него замуж. Когда умер его старший брат Павел, Петр стал муромским правителем. Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили Февронию. Боярыни стали подговаривать мужей избавиться от княгини. Наветами и оговорами извести её не удалось, и тогда бояре пришли к Февронии с просьбой покинуть их город. Феврония согласилась при условии, что с ней уедет и её муж. «Если он сам так захочет, ни слова тебе не скажем!» — ответили бояре, не очень веря в подобный исход ситуации. Однако, вопреки ожиданиям бояр, князь Петр решил отказаться от власти ради того, чтобы не расставаться с женой, и отправился вместе с ней в изгнание. Уже на другой день супругов догнали послы из Мурома. Они стали умолять Петра вернуться на престол. Оказывается, как только чета покинула Муром, бояре переругались из-за власти. Начались волнения и беспорядки. Жители поняли, что любовь и благочестие Петра приносили благодать не только Февронии, но и всему городу.
Феврония так же искренне любила Петра, была ему глубоко предана. Однажды случилось так, что им пришлось разлучиться и плыть на разных лодках. На судне с княгиней находился мужчина со своей женой. Заглядевшись на красавицу-княгиню, он замыслил измену. Феврония быстро разгадала недобрые намерения незнакомца. Другая женщина на ее месте растерялась бы, однако Феврония проявила присущую ей мудрость, чтобы выйти из неприятной ситуации. Она предложила мужчине зачерпнуть воды с левого и правого бортов, а затем выпить. «Одинакова вода или одна слаще другой?» — спросила Феврония. «Одинакова», — ответил он. Тогда Феврония сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Мужчина застыдился и проникся ко княгине искренним уважением — ведь она была права! Больше он не пытался к ней подходить.
Объяснив мужчине, что его измена бессмысленна, княгиня сумела уберечь себя и брак — не только свой, с Петром, но и брак незнакомца. Мы ничего не знаем о чувствах его жены, но можно предположить, что она была благодарна за вразумление ее мужа.
Петр и Феврония своим примером показали, что супружеская верность — это одна из главных добродетелей в браке. Они правили долго и счастливо, Муром процветал во время их княжения. Думая о них, стоит помнить одну вещь — сохраняя верность, мы тоже можем сделать мир лучше.
Петр и Феврония оставались верными друг другу до самой смерти. По традиции, существовавшей в те годы среди князей, в старости супруги удалились в монастыри и приняли постриг. Они дали друг другу слово умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой. Когда они скончались, их положили в разные гробы, соответственно их монашескому статусу. Однако на следующий день супруги оказались в одном гробу, и так повторялось два раза, когда их тела разлучали. Такое чудо стало доказательством верности Петра и Февронии и их любви. Сегодня их почитают в лике святых Православной церкви.
Хорошо, что в последние годы в России День Петра и Февронии 8 июля стал отмечаться как всенародный праздник любви и верности. Этот праздник совсем не похож на день святого Валентина, который еще называют Днем всех влюбленных. Влюбленность — прекрасное чувство, но оно может не перерасти в брак, а то и помешать ему. Символично, что день Петра и Февронии всегда приходится на время Петровского поста, то есть время воздержания. Праздник подчеркивает важность веры в Бога и верности супругу, главенство духовной стороны брака. Эта традиция подсказывает нам рецепт, благодаря которому влюбленность может перерасти в нечто большее — в любовь, не имеющую конца...
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение