Наверное, каждый из нас хоть раз сокрушался по какому-либо поводу со словами: «нашёл (нашла) проблемы на свою голову!».
Как например, у Николая Гоголя в «Тарасе Бульбе» говорил еврей Янкель: «Как же можно, чтобы я врал? На свою бы голову я врал?»
Оборот «на свою голову» вроде бы ясен и понятен. Он означает действовать себе во вред или ущерб навлекая на себя заботы и неприятности.
Но известно ли вам, что это выражение возникло и существует не само по себе? У выражения «на свою голову» есть первоисточник. И это Библия.
В Псалтири, одной из книг Ветхого Завета говорится:
«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя».
Автор псалма говорит о том, что врагов Давида, питающих к нему неприязнь, ждет кара Божья. Нечестивые будут наказаны, и их злодейства обратятся против них самих.
О том, что зло непременно будет наказано говорится и в других Книгах Ветхого Завета. В Книге Судей Израилевых сказано: «И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие». А в Книге пророка Иезекииля, в видении истребления народа Иерусалима за их нечестие говорится: «За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову». И это выражение у пророка Иезекииля встречается не единожды, но всегда в одном значении: кара – это лишь ответ на грехи тех, кто их совершает.
Несколько раз этот оборот встречается и в других местах Священного Писания.
Во второй Книге Царств Давид, скорбя о смерти полководца Авенира, и желая заявить о своей непричастности к этому, говорит:
«Невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира, сына Нирова; пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его».
А далее слова уже сына Давида – Соломона, только ставшего правителем. Цитата из Третьей Книги Царств:
«И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою!» И с этими словами царь Соломон казнил Семея.
В Ветхом Завете выражение «на чью-то голову» означало неизбежное воздаяние за грехи, злые поступки и преступления. Сегодня оно служит скорее предупреждением о возможных неприятностях. Делать что-то «на свою голову» означает поступать себе во вред.
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема