Гость программы: старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» Виктор Петрович Троицкий.
Алексея Федоровича Лосева иногда называют «последним русским религиозным философом» — такова его значимость в истории русской культуры двадцатого века. Он родился в 1893 году, его юность пришлась на Серебряный век русской культуры, он закончил Московский университет в 1915 году и успел поучаствовать в работе религиозно-философском общества памяти Владимира Соловьева. Он продолжал оставаться идеалистом и при новой — советской — власти, и в разгар гонений на веру, в 1929 году, Алексей Лосев принял тайный монашеский постриг. Событие, которое — в каком-то смысле — определило всю его дальнейшую жизнь. Определило как тяжелую судьбу (арест и лагерь на строительстве Беломорканала), так и путь научного творчества: о чем бы он ни писал — о древнегреческой мифологии, об эстетике Возрождения, о философии имени — всё это так или иначе оказывалось свидетельством христианской веры. Иногда прикровенным. А иногда — как в случае размышлений об Иисусовой молитве или о диалектике мифа — открытым. Чего это стоило Алексею Федоровичу Лосеву — в те времена и в тех условиях? Какие важные черты эпохи раскрывают жизнь и труды этого философа?
Как мы проявляем чувства в словах и нужно ли это контролировать
Что делать, если люди неправильно интерпретируют ваши слова и реагируют не так, как планировалось? Это может происходить от того, например, что вы неверно сформулировали мысль. Но часто причиной непонимания становится проявление чувств, которое вы не замечаете. Ведь собеседник сначала фиксирует тональность сообщения, а потом уже смысл.
Проведём эксперимент, возьмем бессмысленный набор звуков и произнесем их с разной эмоцией. Дудуду дидиди дадада! Ликование или грусть, нежность или насмешку я могу выразить с помощью интонации и громкости. Поэтому прежде всего понаблюдайте за этой стороной своей речи: возможно, вы говорите на повышенных тонах или наоборот — тихо.
Также выражать чувства и эмоции мы привыкли с помощью так называемой экспрессивной лексики. Она может выражать радость и гнев, иронию и фамильярность. Иногда в накале чувств мы произносим слова, которые не скажем в спокойном состоянии. Такие слова даже имеют название — «аффектизмы».
Этот момент желательно уметь контролировать, ведь наш собеседник может надолго запомнить наше эмоциональное «выступление».
А еще замечено, что в порыве чувств люди максимально упрощают речь, предложения становятся очень короткими. «Как хорошо!», «Это великолепно!» Или: «Да прям!», «Ничего подобного!» Если ваше общение изобилует подобными выражениями — вы очень экспрессивны.
Я не утверждаю, что нужно убрать из речи такие чувства, как, например, грусть или растерянность. Это и невозможно, ведь мы — живые люди. Я лишь предостерегаю от проявления травмирующего общения. Ведь можно заранее спланировать тон диалога, особенно если предстоит нелёгкий разговор. Если вы видите, что вас интерпретируют неверно, лучше внести поправку в своё высказывание. Для этого используйте комфортные речевые обороты, например: «Видимо, я не так выразился, попробую переформулировать...», или: «Я хотел бы пояснить, что я имею в виду».
Уверена, что мы сможем понять друг друга, если постараемся.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Пастырь добрый»
В этом выпуске личными историями о священниках, которые всю свою жизнь положили на служение Богу и пастве, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Наталья Лангаммер, Марина Борисова, а также наш гость — клирик Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Светлые истории
Как появились знаки препинания
Мы пользуемся знаками препинания и не догадываемся, что они появились в письменной речи не сразу, этот процесс растянулся на столетия. Ведь даже во времена античности — эпохи, когда зародилось ораторское искусство и литература — знаков препинания не было. Древние философы и риторы записывали слова подряд, без пробелов. И прочесть текст, так сказать, с листа, было затруднительно. Первым знаки препинания придумал смотритель Александрийской библиотеки Аристофан Византийский, живший на рубеже третьего и второго века до Рождества Христова. Он предложил использовать точку. Поставленная внизу строки, она служила подобием запятой. А если стояла вверху строчки, то обозначала паузу между фрагментами предложения.
Древние римляне решили отказаться от этого новшества, поскольку считали его излишним. Оратор Цицерон настаивал, что главным в чтении текста должен быть ритм, который у каждого свой. Как музыкант, я с ним согласна, но вот как читатель — не совсем.
Только спустя длительное время знаки препинания вновь оказались нужны. И внедрили их христиане, которые придавали пониманию Библии огромное значение. Переписанные тексты Священного Писания должны были быть верно поняты в любом уголке древнего мира. Так с VI-VII веков в Европе начала оформляться система знаков препинания.
На протяжении столетий появлялись самые разные символы для оформления текста: пирамида из трех точек, точка с волнистой линией сверху, косая палочка. К XV веку в текстах между словами начали активно использовать пробелы, а в XVIII веке в разных странах Европы и в России стали применять вопросительный и восклицательный знаки, а также тире. Кстати, одним из популяризаторов тире был писатель Николай Карамзин.
Итак, к XIX веку система знаков препинания в европейской и российской печатной культуре практически сложилась.
Символы структурируют письменную речь, упрощают понимание, помогают визуальному восприятию текста. У каждого из них своя история. Самый длинный путь прошла точка, сохранившись с глубокой древности. Как тут не вспомнить стихи Самуила Маршака о знаках препинания:
Так, — сказала точка,
Точка-одиночка. —
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова