В начале нынешнего века, из печати вышла первая книга писательницы и сценаристки Марии Гитаны Баталовой под названием «Быль и небыль». Когда это издание попало мне в руки, я уже знал об авторе, а, перечитывая книгу сегодня, вспомнил и один свой день из давнего журналистского прошлого.
…Я приехал в старую московскую квартиру – визировать интервью, которое брал у отца Маши – великого актёра Баталова, любимого миллионами зрителей. Когда мы прощались, Алексей Владимирович неожиданно приоткрыл дверь в одну из комнат и, повернувшись ко мне, сказал: «Маша занимается уроками. Ну, а ты помаши ей».
И я, застеснявшись, помахал рукой в глубь комнаты, где занималась Маша.
Догадывалась ли она тогда о своем приближающемся литературном пути, думаю я сегодня, о будущем киносценарии, о рассказах и детских сказках – вроде «Тропинки домой», – про девочку Алёнку и её приключениях в канун Рождества?
«…Придерживая за пазухой зверьков, Алёна смотрела вверх. Там, на макушках елок зажигались синие, зеленые, золотые звезды… Из-за бурелома вышел в потрепанных лаптях, с дубинкой за кушаком, Леший. Он оброс сухой травой. Леший заулыбался, заметив восторг в девичьих глазах.
– А вы совсем не страшный, – ласково сказала Алёна и протянула ему руку.
– Просто, Алёнушка, у тебя сердце не искорежено злобой. Вот тебе и не видно моего уродства, – и взял ее под руку. И тут девушка спросила, можно ли одним глазком посмотреть на лесной праздник. Владыка леса отозвался: – Не мной положен запрет. Твари возносят Создателю свои гимны, а люди – свои. И мы видим то, что в эту ночь совершается на небе, а люди тоже участвуют в празднестве, только в Его доме – церкви, – и повёл Алёну по волнистым сугробам…»
Отрывок из сказки «Тропинка домой» нам читала Елена Топникова. Как трогательно тут совмещение фольклорной и христианской линий, не правда ли?
А ещё я вспомнил, что именно «Быль и небыль» Марии Баталовой оказалась для меня самой первой художественной книжкой, написанной моим верующим ровесником – а я старше Маши всего на два года.
Эта книжка пропитана христианством, она дышит им тихо и нежно.
Когда мы узнаём о судьбах, подобных судьбе писательницы Марии Баталовой (а она – инвалид детства и почти обездвижена) – мы вспоминаем такие слова и понятия, как «подвиг» или «поступок». Других слов тут и нет.
А ведь и мы призваны к своему ежедневному подвигу (от слова «подвигать»)…
Но всегда ли это нам удается, – как удается многим героям прозы Марии Баталовой, например, маленькому мальчику Косте – из рассказа «Рождественский ужин»?
Вот он первым встречает своего отца, вернувшегося домой из тогдашней «горячей точки» - из Чечни.
«…Отец опустился на корточки, детские руки обвили его шею, и сын потонул в огромных, жестких складках пропахшей бензином и гарью робы.
– А мама в церкви, она уже скоро придет.
Это были первые слова их встречи.
– Она где? – отстраняя сына, растерянно проговорил капитан.
– Сегодня ночью праздник.
– Где? – тупо повторял отец.
– Везде.., ну Рождество везде! Идём, – и Костя потащил отца в дом.
Капитан освободил три пальца, которые с трудом помещались в руке сына, и стал раздеваться.
– Что это вы тут с мамкой надумали? – начал было он, стаскивая робу.
– Я принесу тебе белую рубашку!.. – прокричал Костя и исчез».
...В конце книги издатели поместили послание автору – от игумена Иосифа (Шапошникова). Приведу несколько слов из этого письма, вслушаемся в них.
«…Ваши произведения исполнены духовной чистоты, чего сейчас очень не хватает в нашей жизни». Конец цитаты.
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.