
Фото: Olga Kovalski/Unsplash
Молодая княгиня Софья Степановна Щербатова сидела в мягком кресле гостиной своего великолепного особняка и задумчиво листала альбом со стихами. Кто только не оставил о себе память в этой пухлой тетради с плотными листами из дорогой бумаги! Тютчев, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Гоголь, Пушкин...
Кстати, недавно ей намекнули, что ходят слухи, будто свою Татьяну Ларину Александр Сергеевич списал именно с неё, Софьи Степановны! Забавно, если это правда; однако что у неё общего с героиней «Евгения Онегина», кроме того, что супруг княгини, действительно, как и в случае с Татьяной, намного её старше? Но Ларина, кажется, мужа своего не любит, а их брак с князем Алексеем Григорьевичем очень даже счастливый...
Таким мыслям предавалась княгиня Щербатова, пока из раздумий её не вывел странный шум под окнами. Гул сотен голосов сливался воедино, и можно было различить лишь некоторые слова: «Барин... барыня... подайте... на хлебушек...»
— Что там такое? — испуганно спросила Софья Степановна у вошедшей в комнату прислуги.
— Нищие пришли за милостыней. Праздник сегодня, а Алексей Григорьевич всегда по большим праздникам бедным подаёт, — ответила горничная.
Княгиня переехала в столичный особняк недавно и ещё не знала об этой семейной традиции. Князя дома не было. Софья Степановна поднялась с подушек и вышла на балкон. Толпа встретила её радостными возгласами.
— Поздравляю всех вас с праздником, — обратилась она к собравшимся возле дома нищим. — Князь в отъезде, но я распоряжусь, чтобы каждого из вас накормили и одарили. Проходите во двор, сейчас там поставят столы.
— Спаси тебя Господь, княгинюшка! — раздалось со всех сторон.
...Наступил вечер. Нищие давно ушли со двора, а княгиня Щербатова всё никак не могла прийти в себя. Столько людского горя, нужды и безнадёжности ей ещё не приходилось видеть. Софье Степановне не спалось. Она зажгла свечу и наугад открыла Евангелие. «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто». «Что сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» — читала она слова Христа. В ту ночь княгиня Щербатова твёрдо решила посвятить свою жизнь заботе о ближних.
Мыслями о необходимости регулярной помощи нуждающимся Софья Степановна поделилась с другими дамами из высшего света. Вскоре под её руководством в Москве было создано «Дамское попечительство о бедных». Благодаря пожертвованиям, которые щедро делала сама княгиня и другие члены Попечительства, в Москве был открыт приют для излечения пожилых и больных женщин, убежище для слепых, несколько приютов для бездомных и бесплатных школ для детей бедных родителей.
Супруг Софьи Степановны, князь Алексей Григорьевич Щербатов, поддерживал жену в её деятельности и сам не отставал от княгини. Он был одним из основных жертвователей на постройку в Москве храма Христа Спасителя, а став в тысяча восемьсот сорок третьем году градоначальником Первопрестольной, возглавил комиссию по его строительству.
В декабре тысяча восемьсот сорок восьмого года князь Щербатов скончался. В этом же году в память о любимом муже княгиня открыла близ Новоспасского монастыря детский приют с больницей и церковью. В то время в Москве свирепствовала эпидемия холеры, и Щербатова при поддержке знаменитого доктора ГаАза активно участвовала в создании Никольской общины сестёр милосердия для оказания помощи больным и нуждающимся. Попечительство о тюрьмах, приют святой Магдалины для женщин, решивших покончить с развратным образом жизни, воспитательный дом для детей, страдающих слабоумием — всё это появилось в Москве благодаря щедрости и стараниям Софьи Степановны Щербатовой.
Неутомимую благотворительную деятельность княгиня вела вплоть до своего последнего дня. Щербатова скончалась в возрасте семидесяти лет. На её смерть императрица Мария Фёдоровна отозвалась такими словами: «Не могу не выразить глубокой скорби моей об утрате столь чувствительной для Москвы, которая лишилась всеми чтимой и уважаемой благотворительницы».
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







