Всем известно имя великого правителя и полководца древности Александра Македонского. Но мало, кто знает, что Александру вряд ли бы удалось осуществить свой легендарный поход на Восток, завоевать Египет, Сирию, Персию и образовать обширную империю без того основания, что заложил его отец – царь древней Македонии Филипп Второй. Именно ему принадлежала заслуга в формировании эффективной армии, отличительной особенностью которой была, например, македонская фаланга – особый вид построения пехотинцев, держащих длинные копья, сарисы. Внес Филипп и вклад в мировую культуру. Правда, опосредованно. В честь него был назван риторический жанр – «филиппика». Филиппиками изначально именовались страстные речи афинского оратора Демосфена, критиковавшего македонского правителя. В честь царя Филиппа был назван также город – ФилИппы, расположенный на побережье Эгейского моря и основанный в 358 году до Рождества Христова. Филиппы стали первым европейским городом, где прозвучала христианская проповедь. Весть о Христе принес сюда апостол Павел по прямому указанию свыше. В книге Деяний святых апостолов мы читаем, как во время второго миссионерского путешествия по Малой Азии, в городе Троаде, Павлу было ночью видение: «Предстал некий муж. Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян. 16:9). Поняв, что таким образом Бог призывает его благовествовать на территории Европы, Павел примерно в 50-51 году прибывает в Филиппы. Здесь апостолом была основана местная Церковь. В книге Деяний можно найти также упоминание о первом человеке, принявшем в Филиппах от рук Павла святое крещение. Этим человеком была Лидия, переехавшая в Филиппы из малоазийского города Фиатира и зарабатывавшая себе на жизнь изготовлением тканей. Вскоре вслед за Лидией крестились множество филиппийцев. Впоследствии апостол Павел направил им послание, сохранившееся до наших дней в составе Библии.
Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к христианам античного города Филиппы является одним из традиционных чтений на праздники, посвященные Пресвятой Богородице. Апостол в послании к Филиппийцам раскрывает перед читателями тайну личности Иисуса Христа. Павел указывает, что Христос был не просто святым человеком, не просто пророком. Иисус по Своему величию является равным Богу Отцу. Христос существовал еще до Своего воплощения на земле. Он, будучи Сыном Божиим, живет в вечности как Бог Отец. Но из-за любви к людям Сын Божий принял человеческую плоть, воплотился. Или как пишет апостол Павел: «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Согласно учению Православной Церкви Иисус Христос был одновременно истинным Богом и истинным человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Человеческое естество Он принял от Девы Марии, Которая родила Спасителя особым образом – от Духа Святого, без мужеского участия. Деву Марию принято в Православии называть Богородицей, так как Она родила в наш мир Бога. Наряду с этим Богоматерь является образцом христианской жизни, ее идеалом. На протяжении Своего земного пути Мария не совершила ни одного греха – не только делом, но и словом, и даже мыслью. На Ее примере мы можем видеть исполнение слов апостола Павла из прозвучавшего отрывка к жителям Филипп: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Иными словами, наша жизнь должна быть подобно жизни Христа, святой и непорочной. Чего и достигла Пресвятая Богородица.
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер