От суетного круга,
Что прозван свет большой,
О милая подруга!
Укроемся со мной.
Простись с блестящим светом,
Приди с своим поэтом,
Приди под кров родной,
Под кров уединенный,
Счастливый и простой,
Где счастье неизменно
И дружбой крыл лишено
Нас угостит с тобой!
Такие строки в начале супружеской жизни посвятил своей жене Вере поэт Пётр Вяземский.
Летним вечером 1811 года в московской усадьбе графов Кологривовых шумел бал. Одна барышня, желая доказать, что в современных мужчинах нет рыцарского духа, бросила в пруд башмачок. Несколько молодых людей ринулись за ним в воду. А вынес башмачок на берег поэт, князь Пётр Вяземский, для которого шутка обернулась воспалением лёгких. Хозяин дома уговорил гостя остаться у них, пока недуг не отступит. За больным вызвалась ухаживать дочь хозяев Вера Фёдоровна.
«Небольшой рост, маленький нос, огненный пронзительный взгляд и грациозная непринуждённость движений», — так описывал свою будущую жену Вяземский. К тому же она была знатоком поэзии и французской прозы, о которых молодые люди говорили часами. Эти разговоры сблизили их. После того, как Петр Андреевич немного поправился и оставил дом Кологивовых, он понял, что любит Веру. Вскоре он сделал ей предложение. 18 октября 1811 года молодые люди обвенчались.
Спустя несколько месяцев Наполеон вторгся в пределы России. В августе 1812 года Пётр Андреевич вступил в Московское ополчение. Вяземский писал в эти дни жене: «Бог, Ты и честь будут спутниками моими. Обязанности военного человека не заглушат во мне обязанностей мужа. Ты небом избрана для счастья моего, и захочу ли я сделать тебя навек несчастливою? Мы увидимся, я в этом уверен. Молись обо мне Богу». Пётр Андреевич участвовал в Бородинском сражении и остался жив. До самого конца войны с ним были два образка, подаренные женой…
Пётр Андреевич и Вера Фёдоровна были знакомы с известными писателями, художниками, архитекторами. Супруги находились в переписке с Александром Сергеевичем Пушкиным. Вяземский прославился как поэт и журналист, подготовил первую биографию Фонвизина. В то же время он продвигался по государственной службе, достиг должности заместителя Министра финансов. Ему приходилось много ездить по стране и за границу. Почти каждый день в таких поездках он писал супруге письма.
У Вяземских было девять детей. В ноябре 1840 года умерла дочь Надя, и в эти дни супруги находили утешение только в вере. «Минута молитвы есть одно возможное облегчение», — писал Пётр Андреевич жене из Баден-Бадена, где застала его горестная весть. — Он признавался, что молитва словно сближает его с Верой Фёдоровной, а во время разлуки даёт почувствовать её присутствие.
18 февраля 1861 года в Петербургской Академии наук отмечалось пятидесятилетие литературной деятельности Вяземского. Звучали тёплые слова от коллег, было много музыки и стихов. После очередного поздравления Пётр Андреевич взглянул на Веру Фёдоровну, которая сидела в другом конце зала. Он улыбнулся ей, и супруга ответила улыбкой, столь дорогой его сердцу.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница