Мне кажется, одно из самых страшных состояний в жизни человека — это потеря доверия. Не так давно я объясняла это своей дочери.
Весной ей подарили новый велосипед, и она сразу поехала на нём кататься. Перед первым выездом я взяла с неё слово, что она ни в коем случае не поедет за пределы деревни. Первое время я постоянно выходила на дорогу и смотрела, не уехала ли она всё-таки? Не уезжала. Все деревенские жители запросто показывали, у кого она играет. Через месяц я перестала её контролировать, убедившись, что могу ей доверять.
Однако в самом разгаре лета её новый велосипед мне пришлось загнать в подвал. Дочь стала гулять под моим присмотром: купаться в бассейне и собирать со мной смородину (это в наказание, вместо игр с друзьями и катания на новом велике). Не сдержала слово — уехала.
Как-то за сбором ягод я спросила её:
— Неужели ты не вспомнила, что дала мне слово не уезжать? О том, что я доверяла тебе?
— Вспомнила, — ответила дочь и заплакала.
Оказалось, что на другом конце деревни они с ребятами нашли троих котят, которых кто-то выбросил, и договорилась по очереди приезжать кормить их.
— Если бы я в этот день не приехала, они бы умерли! — ревела дочь, — Я что должна была их умирать оставлять?
Чувства ребёнка мне были знакомы. Думаю, многие из вас в детстве спасали выброшенных котят. Но как надо было поступить мне? Я-то уже вышла из возраста спасателя и должна была спасать своих детей, за них отвечать...
— Накормила котят? — спрашиваю.
— Накормила. Мам, а можно мне сегодня взять велосипед и съездить посмотреть, как они там? Только один раз! Честное слово!
— Это уже второе честное слово, — напомнила я.
— Мам, второе! Но честное-причестное!
Я сама отвезла её посмотреть, и, убедившись, что котята всё так же спят в уютной коробке, дочка облегчённо выдохнула:
— Не умерли.
В тот день я дала ей слово, что скоро снова разрешу ей кататься на велосипеде. И не только потому, что любое наказание должно когда-нибудь заканчиваться. А потому что честное-пречестное слово — у взрослых называется — вторым шансом. А на него, как известно, есть право у каждого.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема












