Они вошли неожиданно, гурьбой, вспугнув сонную тишину осеннего Подворья: пожилые, старомодно одетые мужчины, женщины, и с жаром что-то принялись обсуждать, указывая руками на надвратный храм, колокольню, белые корпуса.
Сторож отметил их детски счастливые лица, какие бывают у стариков, посещающих места своей молодости и, подойдя к группе, спросил, хотели бы гости услышать об истории Андреевского монастыря?
Но гости, перебивая друг друга, восторженно заговорили:
— Мы здесь всё знаем! Мы здесь жили! А вот Надя, она здесь родилась! Нам так хорошо здесь побывать, вспомнить, как мы жили в молодости! Вы знаете, что здесь было?
— Да, монастырь до середины XVIII века, школа дьяков, братство Ртищева... — начал сторож.
— Да нет! Потом, при советской власти. Здесь были коммуналки, коридорная система.
— Интересно! Расскажите!
— О! Знаете, как хорошо мы здесь жили! За грибами ходили в овраг, и воздух был чистый, и вода хорошая, вкусная! А храмы закрыли. В том вот, который красный — там ничего не было, двери заколоченные. Мы через в щелку любили смотреть внутрь. И проход был прямо на Банный двор.
В надвратном храме жили в два этажа, а внизу были общие кухни.
Нас выселять стали в 1963-м: помещения отдали под институт. Мы очень не хотели уезжать, жалели. Хотя нам давали квартиры. У нас была, как одна семья: запремся, бывало, никого не пускали во двор, только чтобы свои! Возле ворот сторожка стояла деревянная. У нас порядок был. И воровства не было.
Тут в разговор вступила Надя.
— Я родилась здесь. Вон — в надвратном храме второе окно наше, я из него любила глядеть на двор. Когда мне исполнилось пятнадцать лет — приехал Паша. Они жили слева, в первом этаже. Мы с ним бегали на свиданья за колокольню. А вон там у жильцов пианино было. Теперь здесь церковь... Это правильно. Мы придем и записочки напишем обо всех, кто здесь жил.
Гости обошли вокруг колокольни, попрощались со сторожем и по одному просочились сквозь калитку Святых ворот.
Наверное, гости приходили, но уже поодиночке.
Когда летними вечерами сторож делал обход Подворья, он, всматриваясь в темные окна корпусов, надвратного храма, воображал за ними жизнь прежних обитателей, даже звуки пианино слышались ему. «Прежде почивших отцев и братьев наших, зде лежащих и повсюду, православных...» — вспоминались ему слова ектеньи, и почему-то на душе делалось светло.
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема