
Январским утром тысяча девятьсот пятнадцатого года у дверей Петропавловского собора Петербурга стояла скромно одетая женщина. Она явно стеснялась обратиться к выходящим после окончания богослужения со своей просьбой, поэтому лишь робко переступала с ноги на ногу и молчала. Последним из храма вышел настоятель храма — протоиерей Александр Александрович Дернов. Он заметил робкую незнакомку и ласково спросил, что ей нужно. Оказалось, что женщина приехала просить у священника помощи: тяжело больна её дочь, не хватает денег на лекарства. Батюшка достал из кармана конверт с пожертвованием и передал, не вскрывая, просительнице: «Возьми, милая, сколько тут — не знаю, но думаю, на лекарства тебе хватит». Женщина заплакала: «Батюшка, век буду за тебя молиться! Назови имя доброго человека, который спас мою девочку!» Отец Александр тихо ответил: «Благотворитель пожелал остаться неизвестным».
Саша Дернов родился в семье священника села Никольское Яранского уезда Вятской губернии в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. Его отец, протоиерей Александр Афанасьевич, рано остался вдовцом с одиннадцатью детьми на руках. Однако он смог дать своим сыновьям и дочерям по-настоящему христианское воспитание, уделить каждому из них достаточно внимания и любви. Такую же неизменную любовь батюшка проявлял к своим прихожанам. В любую погоду протоиерей Александр ехал на требы в дальние и ближние деревни, ещё до открытия земских школ организовал в своём доме школу для крестьянских детей. Старший сын, Саша, первым покинул отцовский дом: отправился в город учиться. С отличием закончил Вятское духовное училище и Вятскую семинарию, и как сильнейший в учёбе поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии со степенью кандидата богословия Александр начал служить диаконом в церкви больницы святой Марии Магдалины на первой линии Васильевского Острова. Почти сразу же он стал активно участвовать в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви: вёл просветительские беседы, читал лекции. Каждое воскресенье послушать талантливого оратора приходили до двухсот человек. В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александр Дернов стал настоятелем Петропавловского собора Петербурга.
Отец Александр отличался кротостью и человеколюбием. Многочисленные пожертвования своих духовных чад он раздавал нуждающимся, передавал храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости.
Очень много внимания и сил уделял Дернов людям, страдающим недугом пьянства. Он проводил просветительские беседы о трезвости, материально помогал алкоголикам, желающим избавиться от пагубной болезни и встать на верный путь.
Отец Александр был сподвижником праведного Иоанна Кронштадтского. В тысяча девятьсот девятом году, после кончины «всероссийского батюшки», как того называли, протоиерей Александр Дернов возглавил Общество в память отца Иоанна Кронштадтского. Общество оказывало нуждающимся духовную и материальную помощь. Под руководством протоиерея Александра при Обществе открыли дом для паломников, приют для девочек-сирот, народную библиотеку и столовую, где беднякам выдавали бесплатные обеды.
Протоиерей Александр Дернов всей жизнью засвидетельствовал правдивость своих слов: «Ничем иным, как только истинной христианской любовью, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, всё терпящей, можно явить плодотворную работу».
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!