Супруга знаменитого певца Поля Робсона Эсланда была для него другом, единомышленником, импресарио. Поль и Эсланда очень редко разлучались и к концу жизни даже в письмах и публичных выступлениях всегда говорили «мы» вместо «я».
Сын протестантского священника и начинающий исполнитель негритянского фольклора Поль Робсон в 1919 году приехал в Нью-Йорк, чтобы учиться на юриста. Он нашёл жилище в Гарлеме, районе, населенном афроамериканцами. Однажды вечером в компании друзей Поль зашёл в кафе «Дивэнн». За соседним столиком сидели две девушки, одна из которых сразу завладела вниманием Поля. Когда девушки, разговаривая и смеясь, покинули кафе, им овладела печаль. Поль жалел, что не заговорил с Эсси — так её называла подруга — и никогда больше не увидит девушку.
Как-то раз играя в баскетбол в спортзале университета, он вывихнул предплечье. Пришлось отправиться в ближайший госпиталь. Когда врач осматривал руку, в дверях палаты появилась медсестра — ей была Эсси. Вечером Поль ждал девушку у входа в госпиталь. Они долго гуляли по гарлемским улицам и когда прощались, уже знали, что не могут жить друг без друга. Вскоре Поль сделал Эсланде предложение. 17 августа 1921 года они стали мужем и женой.
Первым домом Робсонов стала просторная комната на последнем этаже дома в нью-йорском районе Бронкс, в которой не было ничего, кроме стола, двух стульев и кровати, которую Поль сам сколотил из нескольких досок. Супруги были счастливы. Они жили, избегая упрёков и ссор. Спокойный, рассудительный Поль и импульсивная, жизнерадостная Эсланда дополняли друг друга.
Поль Робсон окончил юридический университет, но вместо того, чтобы устроиться работать по специальности погрузился с головой в театральное и музыкальное искусство. Спектакли с его участием шли на сценах нью-йорских театров. А в апреле 1925 года в квартале Гринвич-виллидж в Нью-Йорке состоялся первый концерт Робсона с пианистом Лоренсом Брауном. Выступление имело успех, появились предложения о новых концертах и перед певцом встал вопрос о надёжном администраторе. Нисколько не сомневаясь, он взял на эту должность Эсланду. С тех пор, вплоть до своей кончины, Эсси вела все дела мужа. Перерыв она сделала только в 1927 году, когда родила мальчика, которого назвали Полем, также, как и отца.
В конце 1920-х годов Робсон был уже всемирно известным певцом. Однажды во время гастролей в Лондоне меценаты пригласили Поля и Эсланду на ужин в ресторан отеля «Савой». Однако владелец отеля наотрез отказался впустить супругов. Этот случай ошеломил их и побудил всерьёз включиться в общественную борьбу против расизма. Благодаря такой позиции они со временем станут друзьями Советского Союза.
Супруги Робсоны несколько раз посещали его, в последний раз вместе — в конце 1950-х годов. Многочисленные воспоминания о визитах дают такую картину: погружённый в себя, немного рассеянный Поль и улыбчивая, всегда готовая к разговору Эсланда всюду вместе — будь то аудиенция советского чиновника или экскурсия в Артек. В свободное от встреч время Поль много читал или разучивал русские песни, а Эсланда готовила путевые заметки для советских журналов и составляла ответы на интервью.
Советский режиссёр Василий Катанян, который снимал документальный фильм о Робсонах во время их последнего визита, вспоминает, что Эсланда не оставляла супруга даже во время концертов. Она всегда была за сценой. Если Поль исполнял песни, которые не пел много лет и подзабыл, — в старости ему часто отказывала память, — Эсланда на специальной грифельной доске писала мелом слова этих песен. Поль поглядывал в доску и иногда ловил взгляд супруги, такой же весёлый и нежный, как в первые годы совместной жизни.
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
Грех в море любви. Евгений Сулес
Грех часто, а может быть, всегда несёт вслед за собой печаль. Особенно, когда ты уже долго в церкви, а с чем-то до сих пор так и не смог справиться. Стоишь уже годы на месте, вместо того чтобы преумножать дары. А в чем-то даже стал хуже. Ушла чистота, выдохлась первая любовь. А ведь кому много дано, с того много спросится. И от всех этих мыслей становится невесело на сердце.
И, казалось бы, это очень правильные для христианина, покаянные мысли. Но есть в них что-то от лукавого. И вот, мне кажется, что. В этих мыслях мы теряем надежду, упускаем из виду милость, забываем про любовь. И делаем себя как бы сильнее Бога. Сейчас объясню, что я имею в виду. Выходит, что мой грех, пусть даже самый большой, сильнее Божией любви, Божией милости и Божьего прощения. Но это не так. Нет такого греха, который Бог не смог бы простить. Самый страшный мой грех — капля в море, даже не в море, а в океане Божьей любви.
Но это не значит, что тогда можно грешить: Бог всё простит. Нет. Грешить не надо, бороться с грехом нужно, он наш враг. Но не потому, что Господь не сможет простить и не простит, а потому что всякий грех встаёт между мной и Богом, отделяет меня от Источника Жизни.
Бог никого не наказывает, но с любовью предупреждает о вещах, которые отдаляют нас друг от Друга. Господь жаждет встречи с нами. Он всегда при дверях и только ждёт, когда мы Ему отворим. А чтобы отворить Ему, нужно как раз отвернуться от греха и повернуться к двери, за которой Господь. В некотором смысле, грех — всё, что нас от Бога отвлекает, уводит в сторону, вглубь комнаты, подальше от заветной двери.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
30 декабря. О подвиге святых
Сегодня 30 декабря. Церковь вспоминает Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, живших в шестом веке до Р. Х.
О подвиге святых — протоиерей Игорь Филяновский.