2 июля отмечается День уфолога. Выбор даты связан с популярнейшей городской легендой, в которой говорится, что в начале июля 1947 года в пустыне рядом с городком Розуэлл, который находится в штате Нью-Мексико в США, разбилась «летающая тарелка» с инопланетянами, а власти, как им и полагается, ее спрятали и тщательно засекретили. Ежегодно в Розуэлле проходит фестиваль уфологов, в рамках которого проходят семинары, лекции, специальные экспозиции и костюмированный парад «инопланетян». На этот праздник собираются более 200 тысяч человек, гостям показывают сразу четыре места крушения летающей тарелки в окрестностях города. В целом «НЛО-индустрия» ежегодно приносит экономике Розуэлла порядка пяти миллионов долларов прибыли.
Конечно, серьезные ученые не признают уфологию наукой - на что иногда уфологи, с некоторой обидой, ставят вопрос - что это, если не наука? На этот вопрос есть ответ. Это действительно не наука, это другая хорошо известная область человеческой деятельности.
Поиски контакта с могущественными, таинственными, пугающими и в то же время непреодолимо влекущими существами, пребывающими в других мирах и иногда посещающими землю - где-то мы это все видели. Это языческая религия. Сами уфологи, конечно, не согласятся, даже обидятся - потому что это такая стыдливая, испуганная религия, которая не смеет себе самой в этом признаться. Религия для неверующих, для людей, которым «наука доказала, что Бога нет», нет ни ангелов, ни рая, ни ада, но которые не могут избавиться от религиозного инстинкта, который побуждает их искать богов на летающих тарелках - причем нередко языческие боги прямо объявляются инопланетянами. Мол, в древности люди не могли понять, что это, на самом-то деле, пришельцы с далеких звезд, но мы-то с вами знаем. Скептицизм ученых, заверения властей что никакие тарелки землю не посещали, ничуть не подрывают этой веры - власти, конечно же, скрывают, а ученые либо боятся властей, либо боятся выйти из плена стереотипов, чтобы признать реальность инопланетных посещений. Люди верят в НЛО не потому, что их в этом убедили какие-то серьезные данные - таких данных нет - а потому, что они пламенно, страстно хотят верить. Им нужны инопланетяне, чтобы наполнить их жизнь чудом, тайной, смыслом. Таков печальный парадокс современных людей - они отвергли веру в Бога, ангелов, святых, чудеса - чтобы заполнить опустевшие небеса инопланетянами. А стоило ли производить такой размен? Если сердце ищет веры, чуда и тайны, и ищет так сильно, не лучше ли вернуться к тому источнику, от которого оно так безрассудно удалилось - к Богу живому и истинному, Его святым, Его ангелам и Его Церкви.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.