15 июля 1606 года (по некоторым данным-1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене, в Нидерландах, родился Рембрандт ван Рейн, один из величайших живописцев мира. С детства он проявлял интерес к живописи, и в тринадцать лет его отдали учиться к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху.
Постепенно формируется уникальный стиль художника, и, после того, как в 1631 году он переезжает в Амстердам, к нему приходит успех. Он создает множество портретов — в том числе, знаменитый групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа».
Он вступает в брак с дочерью бургомистра Леувардена Саскией ван Эйленбюрх, и это вводит его в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал ее отец. Он получает множество выгодных заказов, приобретает прекрасный особняк и заполняет его произведениями искусства.
В 1642 году Рембрандт получает заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетеров для нового здания Стрелкового общества — и создает знаменитую картину «Ночной Дозор». Новаторское изображение офицеров — в движении, как будто только что получивших сигнал тревоги — не понравилось современникам, но в наши дни эта картина считается одним из лучших произведений художника.
Однако начиная с 1640 годов Рембранта начинают преследовать неудачи. Его благосостояние постепенно приходит в упадок: живописная манера выходит из моды, и от него отворачиваются заказчики. Умирает жена. Художник, которого преследуют кредиторы, перебирается из особняка на окраину Амстердама, где и работает до конца своей жизни. Именно в это время невзгод он создает наиболее удивительные свои портреты, на которых появляются уже не богатые и знатные, но безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно самому художнику прошел через горести и испытания.
Но самое известное произведение Рембранта — это «Возвращение блудного Сына». Картина, была приобретена в 1766 году Императрицей Екатериной Великой и сейчас находится в Эрмитаже.
Картина отражает духовный путь самого художника — в молодости, в пору успеха, Рембрандт сам был похож на «блудного сына»: он был заносчив, высокомерен, склонен к мотовству и плотским удовольствиям. Но через годы страданий и неудач он обретает жажду вернуться в Отчий Дом.
На картине мы видим бритого, как каторжник, молодого человека в одеждах, которые когда-то были дорогими, но теперь висят лохмотьями, в развалившейся обуви. Он смиренно стоит на коленях перед отцом, и руки отца опускаются ему на плечи в жесте, выражающем бесконечное принятие и прощение.
Это история самого Рембранта — и это история каждого из нас, поэтому нас так глубоко трогает эта картина. В глубине сердца мы носим жажду — даже когда не хотим себе в этом признаться — в принятии, в прощении, в обретении вечного Дома, где нас примут — и примут навсегда.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема