Святителя Тихона Задонского в мирской жизни звали Тимофеем. Родился он в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии, в семье дьячка Савелия Кириллова. После смерти отца семья, в которой было четыре брата и две сестры, осталась в жить в полной нищете - случалось, что и есть было нечего. Старший брат стал дьячком, среднего взяли на военную службу, а самые младшие терпели нужду вместе с матерью. Богатый сосед - ямщик, у которого не было детей, уговаривал мать отдать ему на воспитание Тимофея и обещал завещать мальчику все свое имущество. Как ни жаль было матери расставаться со своим сыном, но голод заставил – и бедная женщина повела дитя к ямщику. Старший брат Тимофея, узнав об этом, бросился вдогонку.
Брат:
Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком!
Мать:
Да разве ж мне легко?! Но дома ни куска хлеба нет! А у ямщика Тимоша всякий день будет сыт. Хотя бы единственный из моих детей. Ямщик обещал мне, что как родного сына его воспитает.
Брат:
Лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки.
Мать:
Прости меня грешную! А сможет ли он, при нашей скудости, подняться? Больно уж слаб здоровьем мальчик мой.
Брат:
Бог управит, не печальтесь, матушка. Пойдемте все домой.
Мать и братья вернулись. А дома их по-прежнему ждала нищета . Когда Тимофей немного подрос, то целыми днями работал на огородах богатых соседей за кусок хлеба. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в Новгородскую семинарию. О годах учебы святитель вспоминал.
Святитель:
Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».
Юноша учился отлично и по окончании семинарии был оставлен в ней преподавателем - сначала греческого языка, затем риторики и философии. В возрасте 34 лет он принял постриг с именем Тихон. А спустя всего три года получил сан епископа. Когда молодой епископ вошел в кафедральный собор Новгорода, его встречали бывшие однокашники, а ныне священники. Вместо истрепанных лаптей они размахивали в сторону Владыки кадилами, кланялись и произносили величания. Их детская шалость оказалась пророчеством. Впрочем, после службы, все они извинялись за свои детские проказы и Владыка с любовью их утешал. В 1763 году он был назначен епископом Воронежским.
Воронежская епархия, доставшаяся в удел Святителю, была огромна - от Орла до Черного моря - и запущена. Духовенства мало, население невежественно и суеверно. В год своего прибытия на Воронежскую кафедру святитель Тихон восстановил Воронежскую семинарию, лично руководил ею. Он составил особые правила для семинаристов, тратил большие средства (в том числе и свои личные) на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий. По всей епархии он открыл школы. По его благословению, в церквях начали преподавать закон Божий для простого народа.
Постоянный напряженный труд и административные заботы окончательно расстроили слабое здоровье епископа Тихона, он подает в Святейший Синод прошение об увольнении. Прошение удовлетворяют, и святитель удаляется в монастырь.
В годы монастырского уединения Тихон Задонский написал свои лучшие духовные произведения, среди которых «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Эти книги пользуются вниманием читателей и в наши дни.
Все свое время, за исключением 4-5 часов отдыха, епископ Тихон посвящал молитве, чтению слова Божия и составлению душеполезных сочинений. 400 рублей пенсии и все деньги, полученные в дар от знакомых, он тратил на благотворительность. Святитель был в высшей степени нестяжателен, жил в самой простой и бедной обстановке: спал на соломе, накрываясь овчинным тулупом. На насмешки не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: "Богу так угодно, что служители смеются надо мною - я и достоин того за грехи мои".
Однажды юродивый Каменев ударил святителя Тихона по щеке со словами: "Не высокоумь!" - и смиренный епископ воспринял это с благодарностью.
Садясь за скудный стол, Тихон вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и упрекал себя за то, что мало потрудился для Церкви. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был пристанищем для странников. Больных он укладывал в собственную кровать, скончавшихся сам отпевал и погребал.
Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес. Когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и, в частности, что Россия выстоит в грядущей Отечественной войне, а Наполеон будет разбит.
За три года до смерти святитель Тихон услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный" – то есть воскресный. После этого он уединился и пребывал в непрестанной молитве. Совсем незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу и многих людей, которые следуют за ним и поддерживают его. Он понял, что эта лестница обозначает его путь в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать. Благословляя близких, которые приходили прощаться, святитель шептал: "Вручаю вас Господу".
Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 года, как и было обещано, в воскресный день. Его погребли в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. Через семьдесят восемь лет мощи святителя Тихона были открыты, состоялось его прославление. Митрополит Исидор сказал тогда: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, — и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…».
Сила в немощи. Екатерина Барбашина
Помню, как меня настиг коронавирус. В последний раз я попадала в больницу в далёком детстве. И вот, карета скорой помощи доставила меня в госпиталь.
Там встретили люди в скафандрах, масках и очках. В здании не было ни окон, ни дверей, только перегородки. Меня отвезли в палату интенсивного наблюдения. По венам потекли лекарства из капельницы. Я лежала и плакала от бессилия и боли. Спать спокойно было невозможно, кашель душил, а на груди, будто бы, лежала бетонная плита, и каждый вздох приносил новые мучения.
Утром я проснулась от громкого стона новой соседки. Она звала медсестру. Женщина была очень пожилая и незрячая. Рядом лежали другие пожилые соседки. У кого-то деменция, кто-то напротив подолгу и громко рассказывал о своей жизни.
Мне хотелось покоя и тишины, но в палате на 36 человек это было невозможным. Злость, досада, отчаяние, раздражение. Накрывал шквал эмоций. Я была в шаге от ропота на Господа. Заплакала и обняла плюшевого крокодильчика Кешу, которого взяла с собой, как частичку той, прежней радостной жизни.
Шли часы, и мне потребовалось встать и дойти до туалета. Я с трудом села на кровати. Из последних сил встала. Делала шаги, преодолевая слабость во всём теле. Шла и молилась, боясь упасть. И в голове промелькнули слова: «Без Меня не можете творите ничесоже». И я поняла, что Господь говорит со мной. Всё через Него начало быть, а без Него мы не можем даже и вздох сделать.
Если я здесь и сейчас в окружении больных и страждущих, значит так и быть тому. И эти страждущие — мои ближние. Мои злые мысли о них и раздражение должно быть ранили Христа. Я поняла это сейчас, когда пошла молитва.
Из моих глаз потекли слёзы. Но не слёзы отчаяния, а слёзы раскаяния. Я умывала лицо, и вместе с водой смывались страх и боль, а в глубине моего сердца со мной говорил Всесильный Бог. Бог, который любит страждущих, потому что Сам страдал за наши грехи.
Лечение действовало, и я уже через пару дней я была в состоянии помочь санитарам ухаживать за соседками, покормить их или поговорить. Теперь я радовалась, что имею возможность поправить своей слепой соседке одеяло. Они переносили испытание достойно с великой силой духа. За кулисами страданий и боли я увидела, что это всё имеет очень глубокий и сокровенный смысл. Исцеление не даётся легко. А мой путь к исцелению от ковидной хвори начался с исцеления моей израненной души.
И когда мне сочувствуют друзья из-за перенесённой болезни, я прошу не жалеть меня, а радоваться. Мне кажется, что я съездила в паломничество к великой святыне, потому что увезла в госпиталь отчаяние и боль, а привезла домой оттуда радость, мир и благодать.
Автор: Екатерина Барбашина
Все выпуски программы Частное мнение
Знакомство с Глебом. Екатерина Барбашина
Я работаю педагогом в Московском Хоровом Училище. Тут учиться сложно. Это — две школы в одной. Ребята изучают общеобразовательные предметы, как в простой школе, но к урокам русского языка, математики, географии и другим прибавляются ещё и музыкальные профессиональные предметы: сольфеджио, хор, музыкальная литература. Это — двойная нагрузка. Для того, чтобы учиться в музыкальной школе такого типа, нужно очень сильно любить музыку, буквально жить ею. А ещё необходимо иметь крепкое здоровье и большой запас нервных клеток.
И вот, руководство сообщило, что к нам в 3-ий класс поступил удивительно талантливый мальчик. Полностью незрячий. Я никогда раньше не сталкивалась с незрячими детьми, и поэтому была полна сомнений и робости. До 3-го класса он учился в спецшколе для слепых и слабовидящих детей. Там в нём разглядели музыкальный талант и посоветовали перевести в нашу профессиональную школу.
Я очень волновалась перед первой встречей с мальчиком.
— Как тебя зовут? — спросила я.
Мальчик «рассмотрел» меня руками, ощупал и сказал:
— Меня зовут Глеб. Но родные называют просто Глебчик.
Ребёнок оказался очень добрым и лёгким в общении. Меня поразила его феноменальная память. В 11 лет он знал наизусть «Денискины рассказы». Мог быстро ответить, каким днём недели было, например, 15 марта позапрошлого года. Уникальный ребенок. Но он не видел совсем ничего. Сохранилось только светоощущение: понимание, что сейчас, день или ночь.
Раньше у меня не было никакого представления, как пишет незрячий человек, как он читает. Все привычные для нас дела даются с большим трудом. Книги, написанные по системе Брайля объёмные и тяжёлые, для них нужен не портфель, а целый чемодан на колёсиках. Писать незрячему человеку, т.е. выкалывать грифелем знаки, физически тяжелее и дольше, чем водить ручкой по бумаге.
Тема нашего урока была «Цвета». Как же объяснить Глебу, что такое цвет? «Господи, помоги, укажи путь, чтобы получилось хорошо и во славу Твою» — молилась я про себя.
«Глеб, музыкальная мелодия состоит из нот. Представь себе, что у каждой ноты есть свой характер, высота и в сочетании с другими нотами получается полная картина музыкального произведения. То есть музыка — это картина в звуке. Значит, цвета как составные части картины художника или реального пейзажа могут тоже быть музыкой.
Белый цвет — очень лёгкий словно пёрышко, как облако на голубом небе. Это цвет ангельских крыльев и одежд Спасителя на горе Фавор во время Преображения. Наверное, если бы белый цвет был музыкой, — это была бы музыка Иоганна Себастьяна Баха: ария «Воздух».
Чёрный — это противоположный белому цвет, отсутствие света. Мрачный цвет траура и тревоги. Наверное, Симфония № 5 Бетховена — это и есть чёрный цвет в музыке».
«А зелёный тогда — это произведение Вивальди «Весна?» — спросил Глеб. — «Ведь весной природа просыпается после зимы, на деревьях появляются листочки. Говорят, что они зелёного цвета».
Вот так с Божьей помощью мы изучили и другие цвета. Рассматривали музыку, раскрашивали ее. Я учила Глеба, а он — меня. Мальчик помог мне освоить методику преподавания для незрячих деток.
Когда я серьёзно заболела, Глеб написал для меня «целительную музыку». Я почувствовала, что была музыкальная картина на фортепиано светло синего словно небо, розового как цветок шиповника и ярко-жёлтого солнечного цветов.
Юный музыкант научил меня никогда не сдаваться. Всё достижимо с Божией помощью.
Автор: Екатерина Барбашина
Все выпуски программы Частное мнение
Учительница. Дмитрий Косилов
В своё время довелось мне быть знакомым с одной женщиной. Обычной, в общем, судьбы. Она работала учительницей в школе и очень любила цветы. И когда мы выбирали, что подарить учителям на праздники, знали, что больше всего она обрадуется именно цветам. Их и дарили на каждый праздник.
День знаний — 1 сентября, День учителя — 5 октября, Новый год, 8 Марта, да и другие памятные даты никогда не проходили для неё без большого количества букетов, которых набиралось порой до тридцати! И что самое удивительное, все эти букеты она забирала с собой, а не оставляла в школе! Многие коллеги её не понимали и даже осуждали.
И вот однажды я увидел эту самую учительницу из окна своего автомобиля, когда она несла охапку букетов, уже со снятой упаковкой. Мне стало интересно, куда же она их несла? Цветы выглядели ещё свежими, не было похоже, что их просто-напросто выкидывают!
Я решил проследить за женщиной. Сбавив ход, тихо последовал за ней. Впереди показался стихийный рынок, на котором обычно продают фрукты и овощи, выращенные на своих дачных сотках...
«Точно! Продавать! — подумал я. — Выходит, все цветы она относила на рынок! Хотя, стоп! Может, у неё нужда, которую она из деликатности скрывает? Ну, поглядим».
До рынка оставалось метров сто, и я уже готов был вынести суровый приговор учительнице, а, может, даже подойти и высказать ей в лицо своё негодование! Однако... она свернула во дворы! Я вышел из машины и продолжил следовать за ней уже пешком. И вдруг потерял её из виду!
Осмотревшись, заметил, что вокруг находились жилые дома и церковь! В какой из подъездов она зашла, было не угадать. Я решил зайти в храм, дабы убедиться в ее отсутствии там! Но именно ТАМ я её и увидел! Она расставляла цветы в вазы возле икон!
Весь красный от стыда, я пулей вылетел из храма под звуки колоколов, добежал до автомобиля, и, прыгнув за руль, скрылся за поворотом!
Долго ещё, очень долго скверное чувство меня не покидало!
...С тех пор я убеждён: никогда не стоит судить о людях, о мотивах их поступков, исходя из первых внезапно одолевших нас низких помыслов! Вспоминаются слова Федор Михайловича Достоевского: «Ради Бога отучитесь, добрый друг мой, от этой манеры судить о делах людей, не зная их в подробности.» Такие вот уроки очень отрезвляют. Тот свой стыд я не забуду никогда.
Автор: Дмитрий Косилов
Все выпуски программы Частное мнение