Святитель Стефан Великопермский был прозван так за то, что первым пришел на земли Перми Великой со светом Христовой истины. «Пермская страна» в конце 14-го века была землей неведомой для русских княжеств. Огромные просторы от Печеры до Двины населяли языческие племена зырян. Жили они обособлено, говорили на своем языке, но охотно торговали с купцами Великого Устюга, откуда и был родом святой.. Еще в юности Стефан выучил язык зырян, их обычаи и верованья. И тогда же зародилось в его душе желание обратить зырян-язычников ко Христу.
В 1365 году молодого послушника Стефана постригли в монахи, а в 1379-м он принял решение исполнить свою давнюю мечту. С благословения епископа Герасима и с охранными грамотами князя Дмитрия Московского Стефан отправился в Пермские земли.
Неприветливо встретили зыряне святителя Стефана. Языческие жрецы будили среди людей вражду к святителю. И чем дальше шел по землям зырян Стефан со словом Христа, тем большей опасности он подвергался. Решающим столкновением стала встреча Стефана с верховным жрецом зырян Памой. Жрец решил испытать Стефана, его силу веры и волю.
Громила из толпы:
Мудрый Пама, зачем ты нас собрал?
Мужичок из толпы:
Сейчас зима, самое время зверя бить! Не время попусту болтать!
Пама:
Слушайте меня, зыряне! Вот пред вами человек, прозванный Стефаном! Он незваным пришел в наши земли! Он гневит наших богов! До сей поры они были нашими помощники на суше и на воде, в ловле и охоте. А Стефан говорит, что его Бог сильнее наших! Стефан, так ли я говорю?
Стефан:
Так, Пама. Истинный Бог один. И ваши боги бессильны перед ним. Я не раз это доказывал.
Громила из толпы:
А пусть еще раз докажет. Чтобы все люди видели!
Мужичок из толпы:
Пама, испытай его!
Пама:
Слышишь, что просят люди? Раз твой Бог так силен, значит, он поможет тебе пройти любые испытания?
Стефан:
Что ж. Испытаний я не боюсь.
Пама:
Испытание такое: нужно войти в горящую избу и нырнуть в ледяную прорубь.
Стефан:
Хорошо. Только и ты испытай силу своих богов вместе со мной. Согласен ли?
Пама:
Да… Согласен…
Слышится треск горящего в огне сруба.
Стефан:
Пама, я не повелеваю стихиями, но Хистианский Бог велик! На него одного уповаю! Давай же руку! Иди со мной!
Пама:
Стой! Не-ет! Не хочу! Отпусти меня!
Стефан:
Что же ты упираешься, ведь ты же сам хотел искусить живого Бога, а теперь хочешь бежать? Эх ты… Если не в огонь, так пойдем хоть в прорубь? Примешь веру Христову.
Пама:
Нет. Не хочу... Ты победил…
Громила из толпы:
Пама, ты обманщик! Смерти его предать!
Мужичок из толпы:
Верно! Стефан, не отпускай его. Он тебе пакостей наделает!
Стефан:
Нет! Христос послал меня к вам, чтобы учить, а не смерти придавать! Пама не хочет принять спасительной веры… Что ж… Пусть его упорство его же и накажет. Уходи, Пама. Нет тебе больше веры.
После изгнания Памы Стефан построил на месте языческого капища храм в честь святителя Николая. А миссионерский труд Стефана стал более успешным. Крещеные зыряне сами стали рубить священные деревья, сжигать своих идолов, помогать в строительстве христианских церквей.
Стефан прославился и тем, что не просто крестил язычников – он создал первую письменность зырян, перевел Псалтырь, Часослов, избранные главы из Евангелия, другие святые книги. Он вел службы в новых церквях на зырянском языке и здесь же учил новых пастырей из крещеных зырян. Теперь уже они несли во все концы Пермской земли свет Христианской веры.
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.