Святитель Стефан Великопермский был прозван так за то, что первым пришел на земли Перми Великой со светом Христовой истины. «Пермская страна» в конце 14-го века была землей неведомой для русских княжеств. Огромные просторы от Печеры до Двины населяли языческие племена зырян. Жили они обособлено, говорили на своем языке, но охотно торговали с купцами Великого Устюга, откуда и был родом святой.. Еще в юности Стефан выучил язык зырян, их обычаи и верованья. И тогда же зародилось в его душе желание обратить зырян-язычников ко Христу.
В 1365 году молодого послушника Стефана постригли в монахи, а в 1379-м он принял решение исполнить свою давнюю мечту. С благословения епископа Герасима и с охранными грамотами князя Дмитрия Московского Стефан отправился в Пермские земли.
Неприветливо встретили зыряне святителя Стефана. Языческие жрецы будили среди людей вражду к святителю. И чем дальше шел по землям зырян Стефан со словом Христа, тем большей опасности он подвергался. Решающим столкновением стала встреча Стефана с верховным жрецом зырян Памой. Жрец решил испытать Стефана, его силу веры и волю.
Громила из толпы:
Мудрый Пама, зачем ты нас собрал?
Мужичок из толпы:
Сейчас зима, самое время зверя бить! Не время попусту болтать!
Пама:
Слушайте меня, зыряне! Вот пред вами человек, прозванный Стефаном! Он незваным пришел в наши земли! Он гневит наших богов! До сей поры они были нашими помощники на суше и на воде, в ловле и охоте. А Стефан говорит, что его Бог сильнее наших! Стефан, так ли я говорю?
Стефан:
Так, Пама. Истинный Бог один. И ваши боги бессильны перед ним. Я не раз это доказывал.
Громила из толпы:
А пусть еще раз докажет. Чтобы все люди видели!
Мужичок из толпы:
Пама, испытай его!
Пама:
Слышишь, что просят люди? Раз твой Бог так силен, значит, он поможет тебе пройти любые испытания?
Стефан:
Что ж. Испытаний я не боюсь.
Пама:
Испытание такое: нужно войти в горящую избу и нырнуть в ледяную прорубь.
Стефан:
Хорошо. Только и ты испытай силу своих богов вместе со мной. Согласен ли?
Пама:
Да… Согласен…
Слышится треск горящего в огне сруба.
Стефан:
Пама, я не повелеваю стихиями, но Хистианский Бог велик! На него одного уповаю! Давай же руку! Иди со мной!
Пама:
Стой! Не-ет! Не хочу! Отпусти меня!
Стефан:
Что же ты упираешься, ведь ты же сам хотел искусить живого Бога, а теперь хочешь бежать? Эх ты… Если не в огонь, так пойдем хоть в прорубь? Примешь веру Христову.
Пама:
Нет. Не хочу... Ты победил…
Громила из толпы:
Пама, ты обманщик! Смерти его предать!
Мужичок из толпы:
Верно! Стефан, не отпускай его. Он тебе пакостей наделает!
Стефан:
Нет! Христос послал меня к вам, чтобы учить, а не смерти придавать! Пама не хочет принять спасительной веры… Что ж… Пусть его упорство его же и накажет. Уходи, Пама. Нет тебе больше веры.
После изгнания Памы Стефан построил на месте языческого капища храм в честь святителя Николая. А миссионерский труд Стефана стал более успешным. Крещеные зыряне сами стали рубить священные деревья, сжигать своих идолов, помогать в строительстве христианских церквей.
Стефан прославился и тем, что не просто крестил язычников – он создал первую письменность зырян, перевел Псалтырь, Часослов, избранные главы из Евангелия, другие святые книги. Он вел службы в новых церквях на зырянском языке и здесь же учил новых пастырей из крещеных зырян. Теперь уже они несли во все концы Пермской земли свет Христианской веры.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема