
Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.
История жизни святых Петра и Февронии передавалась из уст в уста и со временем, приобретя сказочные черты, превратилась в легенду.
XII век. В городе Муроме правит князь Павел.
К его супруге повадился прилетать коварный змей и искушать ее. Женщина не могла противостоять его колдовским чарам, но нашла в себе силы во всем признаться мужу. Павел посоветовал ей спросить змея, что принесет ему смерть. Убежденный льстивыми речами княгини, змей признался, что погибнет от «Петрова плеча, от Агрикова меча».
Петром звали младшего брата князя. Смелый и отважный, он без колебаний согласился помочь Павлу. Вскоре в одной из церквей, куда Петр зашел помолиться, в видении ему явился отрок и указал место за алтарем, где был спрятан Агриков меч. Как и было предсказано, Пётр сразил змея этим таинственным оружием. Только ядовитая змеиная кровь, брызнув из смертельной раны во все стороны, попала и на князя. От нее тело Петра покрылось струпьями и язвами. Князь тяжело заболел, и никто из лекарей не мог излечить его.
Петр отправил слуг на поиски более искусных врачевателей. Один из отроков заехал в далекую деревню, наугад зашел в чью-то избу и застал там за работой девушку. Это была Феврония, дочь древолаза-бортника, известная своим даром прозорливости и целительства. Поговорив со слугой, девушка велела: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров! Награды никакой от него не требую. Только вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его»".
Петр дал обещание жениться на Февронии. Князя привезли к дому девушки — ходить сам он уже не мог. Феврония зачерпнула обычной хлебной закваски и подула на нее, а затем велела князю вымыться в бане и смазать закваской все струпья, кроме одного.
Такое необычное лечение мудрая девушка назначила не случайно. Петр, выполнив указания Февронии, на другое утро полностью выздоровел и уехал в Муром. Гордость не позволила князю взять в жены простолюдинку. Но за лукавство и высокомерие его быстро настигла кара: струп, оставшийся не смазанным, вдруг воспалился, и болезнь снова распространилась на все тело. Князь вернулся к Февронии и был вынужден смиренно просить у бортниковой дочери прощения. Феврония увидела, что раскаяние его искренне, и согласилась помочь во второй раз. Исцелившись, князь увез Февронию в Муром и женился на ней.
Когда умер старший брат Павел, Петр стал муромским правителем. Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили Февронию. Боярыни стали подговаривать мужей избавиться от княгини. Наветами и оговорами извести ее не удалось, и тогда бояре собрались и пришли к Февронии:
— Госпожа княгиня Феврония! Обращается к тебе весь город и бояре: дай нам, кого мы у тебя попросим!
— Возьмите, кого просите!
— Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми богатства, сколько тебе нужно, и уходи, куда пожелаешь!
— Обещала я вам, что чего ни попросите — получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас!
— Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь!
— Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!
— Если он сам так захочет, ни слова тебе не скажем!
Вопреки ожиданиям бояр, Петр не пожелал разлучаться с женой и отправился вместе с ней в изгнание. Они сели в лодку и отплыли по Оке. Мудрая Феврония поддерживала и подбадривала мужа, уверяя его, что все будет хорошо и Бог не оставит их своей милостью. Уже на другой день догнали супругов послы из Мурома. Они стали умолять Петра вернуться на престол. Оказывается, как только чета покинула Муром, бояре переругались из-за власти. Начались волнения и беспорядки. Жители поняли, что любовь и благочестие Петра и Февронии приносили благодать не только самим супругам, но и всему городу.
Петр и Феврония, не держа ни на кого зла, вернулись в Муром и правили и впредь мудро и справедливо. Состарившись, они решили принять монашество. Под именами Давид и Ефросиния супруги разошлись по обителям. Они дали друг другу слово умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой.
Скончались супруги 8 июля 1228 года, в один и тот же час, каждый в своей келье. Люди решили, что хоронить их вместе будет нечестиво. Тела положили в отдельные гробы и разнесли по разным храмам для прощания. Однако на другой день Петр и Феврония чудесным образом оказались вместе — в своем общем гробу. Это случилось и при повторной попытке разлучить супругов после смерти. Не посмев нарушить волю Петра и Февронии в третий раз, люди похоронили их вдвоем около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. И с тех пор, когда хотят подчеркнуть, насколько крепким был чей-то брак, говорят: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
В настоящее время мощи святых Петра и Февронии находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Петр и Феврония помогают обрести настоящую любовь, создать семью, а бездетным ранее людям — наконец-то стать родителями. В монастыре даже ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема