
Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.
История жизни святых Петра и Февронии передавалась из уст в уста и со временем, приобретя сказочные черты, превратилась в легенду.
XII век. В городе Муроме правит князь Павел.
К его супруге повадился прилетать коварный змей и искушать ее. Женщина не могла противостоять его колдовским чарам, но нашла в себе силы во всем признаться мужу. Павел посоветовал ей спросить змея, что принесет ему смерть. Убежденный льстивыми речами княгини, змей признался, что погибнет от «Петрова плеча, от Агрикова меча».
Петром звали младшего брата князя. Смелый и отважный, он без колебаний согласился помочь Павлу. Вскоре в одной из церквей, куда Петр зашел помолиться, в видении ему явился отрок и указал место за алтарем, где был спрятан Агриков меч. Как и было предсказано, Пётр сразил змея этим таинственным оружием. Только ядовитая змеиная кровь, брызнув из смертельной раны во все стороны, попала и на князя. От нее тело Петра покрылось струпьями и язвами. Князь тяжело заболел, и никто из лекарей не мог излечить его.
Петр отправил слуг на поиски более искусных врачевателей. Один из отроков заехал в далекую деревню, наугад зашел в чью-то избу и застал там за работой девушку. Это была Феврония, дочь древолаза-бортника, известная своим даром прозорливости и целительства. Поговорив со слугой, девушка велела: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров! Награды никакой от него не требую. Только вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его»".
Петр дал обещание жениться на Февронии. Князя привезли к дому девушки — ходить сам он уже не мог. Феврония зачерпнула обычной хлебной закваски и подула на нее, а затем велела князю вымыться в бане и смазать закваской все струпья, кроме одного.
Такое необычное лечение мудрая девушка назначила не случайно. Петр, выполнив указания Февронии, на другое утро полностью выздоровел и уехал в Муром. Гордость не позволила князю взять в жены простолюдинку. Но за лукавство и высокомерие его быстро настигла кара: струп, оставшийся не смазанным, вдруг воспалился, и болезнь снова распространилась на все тело. Князь вернулся к Февронии и был вынужден смиренно просить у бортниковой дочери прощения. Феврония увидела, что раскаяние его искренне, и согласилась помочь во второй раз. Исцелившись, князь увез Февронию в Муром и женился на ней.
Когда умер старший брат Павел, Петр стал муромским правителем. Бояре уважали князя, а вот их жены невзлюбили Февронию. Боярыни стали подговаривать мужей избавиться от княгини. Наветами и оговорами извести ее не удалось, и тогда бояре собрались и пришли к Февронии:
— Госпожа княгиня Феврония! Обращается к тебе весь город и бояре: дай нам, кого мы у тебя попросим!
— Возьмите, кого просите!
— Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми богатства, сколько тебе нужно, и уходи, куда пожелаешь!
— Обещала я вам, что чего ни попросите — получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас!
— Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь!
— Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!
— Если он сам так захочет, ни слова тебе не скажем!
Вопреки ожиданиям бояр, Петр не пожелал разлучаться с женой и отправился вместе с ней в изгнание. Они сели в лодку и отплыли по Оке. Мудрая Феврония поддерживала и подбадривала мужа, уверяя его, что все будет хорошо и Бог не оставит их своей милостью. Уже на другой день догнали супругов послы из Мурома. Они стали умолять Петра вернуться на престол. Оказывается, как только чета покинула Муром, бояре переругались из-за власти. Начались волнения и беспорядки. Жители поняли, что любовь и благочестие Петра и Февронии приносили благодать не только самим супругам, но и всему городу.
Петр и Феврония, не держа ни на кого зла, вернулись в Муром и правили и впредь мудро и справедливо. Состарившись, они решили принять монашество. Под именами Давид и Ефросиния супруги разошлись по обителям. Они дали друг другу слово умереть в один день, чтобы всегда быть вместе. Похоронить себя завещали в одном гробу, разделенном тонкой перегородкой.
Скончались супруги 8 июля 1228 года, в один и тот же час, каждый в своей келье. Люди решили, что хоронить их вместе будет нечестиво. Тела положили в отдельные гробы и разнесли по разным храмам для прощания. Однако на другой день Петр и Феврония чудесным образом оказались вместе — в своем общем гробу. Это случилось и при повторной попытке разлучить супругов после смерти. Не посмев нарушить волю Петра и Февронии в третий раз, люди похоронили их вдвоем около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. И с тех пор, когда хотят подчеркнуть, насколько крепким был чей-то брак, говорят: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
В настоящее время мощи святых Петра и Февронии находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Петр и Феврония помогают обрести настоящую любовь, создать семью, а бездетным ранее людям — наконец-то стать родителями. В монастыре даже ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.
25 апреля. О подвиге Исаака Сирина, Италийского

Сегодня 25 апреля. День памяти Преподобного Исаака Сирина, Италийского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Исаак действительно происходил из Сирии, но его следует отличать от другого Исаака Сирина, великого духовного писателя, которого цитировал Достоевский в словах о милосердном сердце в романе «Братья Карамазовы». Исаак Сирийский появился в Италии, по-видимому спасаясь от гонения императора Анастасия, который поддерживал монофизитов и преследовал православных. Исаак жил отшельником. Однажды он пришел для молитвы в кафедральный собор города Сполето и, по образу трехдневного покоя Господа во гробе, пребывал в созерцательной молитве три дня и три ночи. Это был один из характерных видов молитвенного подвига сирийских подвижников. Лежачая молитва в форме креста во образ покоя мертвеца до сих пор сохраняется в православном монашеском постриге. Возмущенный алтарник хотел было изгнать Исаака из храма, но гнев свыше поразил его беснованием. Прислужник был исцелен лишь по милосердию святого. С этого момента вокруг святого стали собираться ученики. Так возникла подлинная лавра. Огромный монастырь тип монашества доселе неизвестный на православном христианском западе. Руины монашеских строений видны в окрестностях горы Монте-Лука в Италии. Пример святого Исаака учит нас не тревожить наших ближних в храме, не мешать их молитве и не поучать понапрасну. Следует избегать осуждения древних практик и правил, что практикуют благочестивые христиане и о которых мы просто не знаем. В чужой монастырь не ходят со своим уставом, и наоборот в своем храме или монастыре нельзя обижать тех, кто будучи гостем молится иначе. Любую человеческую ошибку и немощь Господь может обратить к своей славе.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О пророчестве Христа о Себе

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
О тайне домостроительства Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь Христос пророчествует о теле Церкви, которое Он созиждет Своим распятием и воскресением, и говорит о том, что ветхозаветная Церковь потеряет свое значение и фактически ее разрушение уже приведет к тому, что будет основана новозаветная Церковь, где это тело Церкви, уже есть тело Христово, в котором мы соединяемся со Христом и в Нём друг с другом. Здесь идет речь о тайне домостроительства Божественного, когда созидается Церковь как тот спасительный ковчег, в котором, собственно, и происходит спасение человека, человеческой души. Уже не только, как в последствии и первомученик Стефан говорил, что Господь в нерукотворенных храмах живет, и прежде всего, Господь, конечно, обитает во святых своих, и тело Церкви — это прежде всего, конечно, собрание верующих, где Он объединяет нас как Глава Церкви в этом теле, теле Церкви Своем. И именно об этом основании Церкви, именно уже Нового Завета, говорит Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема