Традиционное представление о том, как выглядит ад, было сформировано в эпоху Средневековья не без помощи художественной культуры. Образ преисподней мы находим, например, в «Божественной комедии» Данте. В западной и восточной церковной культуре непременным атрибутом средневекового представления об аде является сера, как вещество с крайне неприятным запахом, или по-славянски «жупел». Об этом слове мы с вами сегодня и поговорим.
Церковнославянское слово «жупел» встречается в Библии в двух значениях. Первое, которое мы уже упомянули, - «сера». Например, в книге Бытия, где находится рассказ о судьбе городов Содом и Гоморра, говорится о том, что Бог в наказание послал на эти города «жупел», то есть горящую серу. Содом и Гоморра за бесчестие своих жителей были Господом уничтожены. На их месте, по преданию, находится теперь Мертвое море, вода которого настолько солона, что в ней не может обитать ни одно живое существо. Судьба, постигшая Содом и Гоморру, настолько ярко отразилась в христианском сознании, что посмертная участь людей порочных стала представляться средневековым христианам запада именно в таком ключе. Ад, преисподняя для них представлялась как горящая зловещим огнем сера, по-латински сульфур (sulphur), от которого образовалось славянское «жупел». Данная устрашающая взор картина поспособствовала появлению дополнительного значения слова «жупел». В современном употреблении оно теперь означает не «горящую, пылающую серу», а нечто пугающее, устрашающее.
Итак, запомним, что церковнославянское слово «жупел» переводится на русский язык как «горящая сера», но может означать что-то пугающее, ужасное.
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.