
Псалом 2. Богослужебные чтения

Несмотря на то, что псалмы — это произведения древнееврейской литературы, которые были написаны задолго до пришествия в мир Иисуса Христа, есть среди них такие, которые рассказывают нам нечто о жизни Спасителя. Такие псалмы получили название мессианские. То есть псалмы, в которых мы находим пророчества о Мессии. Второй псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением, один из таких мессианских псалмов. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Учёные-богословы предполагают, что только что прозвучавший псалом в древние времена исполнялся при коронации, когда еврейский царь восходил на Иерусалимский трон. Также вполне вероятно, что каждый год в день памяти об этом событии эту молитву исполняли в храме. И содержание псалма отражает его торжественную функцию.
Псалмопевец указывает на божественное происхождение царской власти. Он предупреждает бунтовщиков, мятежников и заговорщиков, в том числе из числа царьков соседних государств, что царь Израилев — ставленник Господа. Чтобы подчеркнуть это, он использует специальное слово — «Машиах». В греческом варианте Машиах звучит как Христос, то есть Помазанник. В древнееврейской традиции на голову наречённому царю возливали благовонное масло, что символизировало особое благословение Божие, которое получает правитель, вступая на престол.
Далее псалмопевец описывает, какова может быть реакция Бога, если люди устроят заговор против Его ставленника. Он среагирует так, как реагировал бы любящий и заботливый отец, сыну которого угрожает опасность. Подобно тому как в соседних государствах правители считались детьми богов, такое же воззрение на отношение царя и Господа существовало и у евреев. Бог усыновляет правителя и его потомков. Все они наследники Творца. А потому неприкосновенны. Более того, Небесный Отец даст Своему Помазаннику — Царю Израиля — во владение все народы и всю землю, а также наполнит Его силой одержать над ними верх. Как говорится в псалме «Ты порази́шь их же́злом желе́зным; сокруши́шь их, как сосу́д горше́чника».
В заключение автор псалма призывает всех покориться Богу и служить Ему со страхом и трепетом. А видимым проявлением этого смирения должно стать почитание Его Помазанника и Наследника. Поэтому он и призывает «Почтите Сына». В тексте оригинала выражение более конкретное — «Целуйте Сына». Исследователи предполагают, что речь может идти о целовании ног царя. На Древнем Востоке это жест покорности вассала своему правителю.
В христианской традиции этот псалом напрямую связывают с личностью Иисуса. Он тот Машиах, Христос. И это не удивительно. Ведь Спаситель происходил из царственного рода Давида. Кроме того, согласно христианскому вероучению, Он является не просто символически и номинально Сыном Бога, но буквально. И мы видим, как в Евангелии Бог-Отец неоднократно Сам называет Его Своим Сыном. Во время Крещения на реке Иордан и во время Преображения на горе Фавор мы слышим одни и те же слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». Считается, что это отсылка к словам второго псалма «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Апостол Павел прямо цитирует этот стих, утверждая, что речь идёт об Иисусе Христе. На Него ополчились сильные мира сего во главе с первосвященниками, Иродом и Понтием Пилатом. Однако страдания, смерть и воскресение Христа стали тем помазанием, которое явило Его царское достоинство и привело к Нему на поклонение народы всей земли.
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 2. На струнах Псалтири
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Цыганка. Ольга Шушкова

Однажды я приехала в храм сразу после работы. Поесть днем не успела и решила зайти в кафе, перекусить перед службой. На пороге передо мной возникла цыганка.
— Золотая, дай, сколько сможешь. Дети голодные! — начала она.
Я для себя давно выработала правило: если подходят за помощью именно к тебе — окажи эту помощь. Но тут у меня сработал стереотип, и началось искушение. Про цыганок я слышала, что они обманывают, обкрадывают, вводят в гипноз. Короче говоря, с ними надо быть начеку и лучше не общаться.
Я быстро протянула сто рублей и почти побежала в кафе, чтобы не втягиваться в разговор. Слышала, что цыганка кричала мне вдогонку что-то про семерых детей и продукты, но я уже успокоилась тем, что дала, сколько смогла, и через минуту забыла об этой встрече.
Пообедав и выйдя на улицу, вспомнила, решила зайти в магазин. И вдруг у кассы опять случайно столкнулась с той цыганкой. Я как-то смутилась, подумав, что сейчас она снова начнет просить. Но та, узнав меня, только громко, не обращая внимания на народ, сказала:
— Спасибо! Ангела-хранителя!
Стало неловко. Я ожидала попрошайничества, а женщина при всех поблагодарила.
Купив, что нужно, я направилась к храму. И как же удивилась, когда увидела, что навстречу в третий раз шла та же цыганка! Теперь она, еще издали громко, на всю улицу, провозгласила:
— Спасибо! Во славу Божию!
В этот раз я заулыбалась. Она же, ничего так и не попросив больше, пошла дальше.
«Вот тебе и цыганка!» — мелькнуло в мыслях. А самой стало стыдно.
Ведь давно себе выработала правило: прежде чем подумать плохо, подумай хорошо. И вот, не сумела отнестись к женщине без предубеждения. А каким хорошим, благодарным человеком оказалась эта цыганка! Сразу вспомнились слова Паисия Святогорца: «Не принимай дурных помыслов». Вроде, простые слова, да, оказалось, не просто выполнимые.
Ведь считаю себя христианкой. В храм приехала. Но вот, столкнулась с женщиной, которую никогда прежде не видела, выпрашивающей деньги, и сразу осудила, опираясь на стереотип, поспешила откупиться малым и даже не дослушала до конца. А она, трижды встретив меня в тот день, трижды благодарила за малую лепту. И в чем же тогда моё христианство? Ведь не возлюбив ближнего своего, нельзя возлюбить и Бога.
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение