Для меня жизнь никак не может описываться словами о высоком, для меня понятие о высоком в мелочах: движениях, запахах, мыслях, словах, цвете зелени в городском парке, улыбке бабушки в очереди в поликлинику. Но сегодня я так долго ждала ребенка у этой самой поликлиники, что неожиданно получила кучу времени – как раз таки подумать о всяком общем и философском и жизненном. О молитве.
Мой друг рассказывал мне о себе и своей жене в том периоде, когда они были, совсем начинающими православными. Строго следящими за выполнением церковного устава в семье, самозабвенно путешествующими по монастырям и святыням, много часов в день читающими молитвенные правила, Евангелие и Деяние апостолов. Все это, сказал он, было прекрасно, только мы слегка увлеклись внешней, обрядовой стороной вопроса. Так нравилось нам готовить по монастырским рецептам гречневую кашу в пост, вставать затемно, чтобы побольше успеть прочитать так называемых «утренних правил», выстаивать в храме как можно больше служб. Жена родила к этому времени третьего ребенка, и наш духовник заметил тревожные симптомы. Мать больше времени уделяла чтению Писания и Деяний святых апостолов, чем детям. Наш батюшка значительно сократил молитвенное правило и велел почаще принимать гостей и вместе ходить в театр. Мы как будто опомнились. Эта жизнь, в налаженной, красивой, правильной череде постов и праздников может при злоупотреблении перейти в жизнь исключительно во внешнем церковном круге. А внутри жизнь замедляется.
Подменяя «жизнью по уставу» реальные отношения с Небесным Отцом, мы получаемся немного язычниками и немного фарисеями, подменяя любовь к Богу и ближним заклинаниями дождя, поклонением властелину солнца или наоборот - строгим соблюдением церковного устава. Тогда наш Господь – Он вроде надзирателя, который строго следит: чтобы все по правилам!
С другой стороны - я часто во время молитвы, ловлю себя вот на каком моменте. Я очень вживую, как мне кажется,разговариваю с Богом Отцом – но стараюсь, как говорят дети – подлизаться к Нему, чтобы Он не сердился на меня. Ведь да, это я утащила что-то такое со стола, что предназначалось не мне. Ведь да, это я что-то нарушила такое, что Он мог заметить. И что мне за это будет? Тогда наверное мои представления о Нем в момент моих обращений – это представления испуганного ребенка: Отец может в любой момент вынуть ремень или лишить сладкого. Испуганный ребенок же верит в отца, слышит и видит его, но все время ждет наказания.
Как же достигнуть такого покоя и такой любви, как делать все возможное, чтобы порадовать ДОБРОГО отца? Вот какой вопрос я задаю. И как вы поняли из всего моего текста – я пока только ищу ответ.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема