У нас в гостях были представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны» Иван Кутузов и участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», руководитель клуба гражданской реконструкции «Немецкая слобода» Станислава Миненкова.
Разговор шел о том, что такое историческая реконструкция, чем она привлекает людей, как помогает почувствовать историю, а так же о проходящем в Москве фестивале «Времена и эпохи».
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на светлом радио. Здравствуйте, дорогие слушатели! В этой студии приветствуем вас мы: Алла Митрофанова…
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Сегодня будем говорить о исторической реконструкции, которую в ближайшие дни можно наблюдать на улицах Москвы. Иван Кутузов — представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны» у нас в студии. Здравствуйте!
И. Кутузов
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», руководитель клуба гражданской реконструкции «Немецкая слобода». Здравствуйте!
С. Миненкова
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— Как я уже сказал, в Москве в эти дни вы можете на 30 площадках, практически по всему городу наблюдать людей, которые облачены в костюмы прошлых эпох. Наверное, не все представляют, что это такое. Кто-то думает, что рекламная акция проходит. Кто-то, кто более знаком с тем, что такое историческая реконструкция, представляет. Но в целом — почему в Москве, почему 30 площадок, почему историческая реконструкция, и для чего всё это нужно — об этом нам сейчас расскажет Иван Кутузов.
И. Кутузов
— Фестиваль «Времена и эпохи» давно себя зарекомендовал, с 2011-го года он проходит в нашем городе в парке Коломенское. Но в этом году масштаб у него куда более грандиозный — он выходит в общегородской формат. Вы правильно сказали — сразу на 30 площадках будут у нас проходить исторические реконструкции. Реконструируем мы сразу 12 эпох: от античности и заканчивая периодом Великой Отечественной войны.
А. Митрофанова
— Ого, как вы! От Адама до Потсдама.
И. Кутузов
— Да-да, программа очень масштабная, насыщенная. И количество участников у нас тоже внушительное — сразу 6 тысяч реконструкторов. А если взять со всеми другими участниками: музыкантами, аниматорами — 10 тысяч человек создают такую уникальную историческую программу в нашем городе. И кстати, фестиваль не просто вышел на городской уровень, а он вышел на международный уровень — порядка тысячи реконструкторов приехали из 22 стран мира, география самая разная: Норвегия, Швеция, США, Италия, Франция.
А. Пичугин
— Соответственно, они реконструируют свою историю?
И. Кутузов
— Отчасти да, но, конечно, не все. Потому что есть граждане разных стран, которым больше интересна история стран других — они реконструируют другую эпоху, другие страны. Но в основном, конечно, все придерживаются именно своей идентичности. Но об этом, наверное, Станислава…
А. Пичугин
— Да, Станислава, скажите, например, есть в Америке люди, которые реконструируют средневековую Русь?
С. Миненкова
— Про Америку не скажу, не знаю.
А. Пичугин
— А в Европе?
С. Миненкова
— В Европе я знаю испанцев, которые реконструируют советскую армию на Вторую мировую, я знаю французов, которые начали делать императорскую армию времен Наполеона, то есть Александра I. Так что есть, конечно, а как же.
А. Митрофанова
— Станислава, а кто все эти люди?
А. Пичугин
— И для чего это нужно?
А. Митрофанова
— 10 тысяч человек сейчас в Москве занимаются реконструкциями эпох?
С. Миненкова
— Я вам про все 10 тысяч не скажу, но… Вообще, в чем прелесть исторической реконструкции? В том, что социальный срез представленный — это может быть безработный, это может быть миллионер, и они все занимаются одним делом…
А. Пичугин
— Вместе?
С. Миненкова
— Да, вместе. И отношения между ними исключают какую бы то ни было социальную условность. То есть безработный может подойти к миллионеру, и безработный может оказаться как бы «офицером», тогда как миллионер «рядовым». То есть безработный будет говорить: «Ты плохо выполняешь команды, тебе 10 суток ареста». И отношения, которые существуют вообще в реконструкции, неважно, какая эпоха — это такая корпорация людей, которые могут друг к другу обратиться по любому вопросу и за любой помощью. Потому что главный принцип реконструкции — это братство единое. Если мне, например, нужно будет поехать в Америку, я могу, зная человека, который живет в Америке, смело ему написать: «Я по работе, по туристическому интересу планирую быть в Америке. Что ты мне можешь подсказать?»
А. Пичугин
— Так есть каучсерфинг, например.
С. Миненкова
— Я думаю, что в любой другой корпорации людей, занимающихся одним делом, подобные отношения также есть. Просто я занимаюсь реконструкцией, и я могу сказать про реконструкцию. И этот человек в Америке, которого ты мог видеть один единственный раз, он может всё бросить, встретить тебя в аэропорту, отвезти куда тебе надо, целый день с тобой ходить, всё тебе показывать, научить тебя, как лучше жить в Америке в тот период, что ты там будешь, если вообще не возьмет тебя под крыло на всё то время, которое ты там пребываешь, и не будет с тобой носиться, как дурень с писаной торбой, только потому, что вы с ним вместе занимаетесь одним и тем же делом.
И. Кутузов
— Реконструктор реконструктору родной человек, получается.
С. Миненкова
— Это называется реконструктор реконструктору друг, товарищ и брат, и сменная дурацкая. Дурацкая — это общее название для нашей исторической одежды, мы между собой ее так называем.
А. Митрофанова
— Это ваш сленг?
С. Миненкова
— Да.
А. Митрофанова
— То, что вы говорите о ваших взаимоотношениях, как мне кажется, указывает на то, что вы все люди настолько увлеченные этим процессом, настолько в него погруженные, что в системе жизненных приоритетов это для вас чуть ли не самое главное.
С. Миненкова
— В России — да. Я всегда говорю, что для европейца — реконструкция это хобби, и он к нему соответственно относится: он может купить себе мундир, не очень беспокоясь, например, о его исторической достоверности.
А. Митрофанова
— То есть пуговицы на 20 лет моложе, чем сам мундир…
С. Миненкова
— Например. Или, например, мне приходилось видеть мундиры на «молнии», что исключено — это была наполеоновская эпоха, «молнии» тогда еще не было физически, она не существовала. А для наших ребят… Есть разные эпохи, и в них разное количество людей. Соответственно, чем людей больше, тем больше людей, которые относятся так: «А, давайте я съезжу на выходные куда-нибудь». Он заводит себе какой-то комплект, и он в нем может выйти — для него это тоже хобби. А есть люди, которые прямо живут этим. Например, перед 200-летием Бородино, которое у нас было в 2012-м году, я разговаривала с человеком, который мне сказал: «Ты знаешь, а я уволился с работы. Потому что я директору сказал, что у меня с такого-то по такое 200 лет Бородино. Я ему это сказал за год. А он забыл, не захотел мне дать отпуск».
А. Пичугин
— Я знаю людей, которые так же поступают с музыкальными фестивалями, они тоже говорят: «Я предупреждал начальника за год, что с такого-то по такое-то пять дней меня не будет, потому что мой любимый фестиваль идет». И увольняются, если их не отпускают.
А. Митрофанова
— Это называется система приоритетов. А насколько это благоразумно? Я не знаю, насколько подходяще это слово.
С. Миненкова
— Я не говорю, что я одобряю тех людей, которые так поступают. Я вам рассказываю, как бывает. Я помню, была трагедия на 200-летие Бородино, потому что 1 сентября приходилось ровно на фестиваль. А у многих дети доросли до 1-го класса — и этим папам нужно было отвести ребенку в школу, а потом приехать на Бородино.
А. Пичугин
— Дети не пошли в 1-й класс.
С. Миненкова
— Нет, дети пошли в 1-й класс.
А. Митрофанова
— Они без пап туда пошли?
С. Миненкова
—Нет, они пошли с папой. Но папа всё бросил — он отвел ребенка с букетом, всё сфотографировал, сказал: «Можно, я поеду?» Ему сказали: «Можно».
А. Пичугин
— Вы знаете, я к исторической реконструкции никакого отношения не имею, но у меня есть друзья, которые занимаются как раз 1812-м годом. На 200-летие я не был, а в 2005-2006-м году, в 2004-м даже году — я помню, мы пропадали на этом Бородино, как раз в последние летние, в первые осенние дни просто неделями.
А. Митрофанова
— Вы там в палатках жили?
А. Пичугин
— Жили в палатках на берегу реки…
А. Митрофанова
— А как это всё происходит?
С. Миненкова
— Каждый раз по-разному — можно говорить часами, долго…
А. Пичугин
— Ой, это не эфирный даже рассказ. (Смеются.)
А. Митрофанова
— Вот сейчас в Москве 10 тысяч человек, которые занимаются реконструкциями — они где все живут? В отелях, в палатках, у себя дома — как это?
И. Кутузов
— Значительная часть среди реконструкторов — москвичи, они живут у себя дома. Более того, как Станислава рассказала, это большое сообщество — они всегда готовы принять друг друга. Кто-то в отеле… Там по-разному.
А. Митрофанова
— А что касается атмосферы, которая царит на таких площадках — это люди, которые в этот момент… Они же как бы и не они, они исполняют чьи-то роли, получается? Насколько они глубоко вживаются в эти роли, и что из этого в итоге получается?
С. Миненкова
— По-разному. Есть направление реконструкции, которое старается реконструировать конкретных исторических персонажей. А есть люди, которые реконструируют эпоху. Например — вот он рядовой такого-то полка. Он не какой-то конкретный рядовой, который жил за 200 лет до него и был в этом полку, он просто рядовой, у него есть костюм... Специфика наших славянских имен вынуждает нас… Если ты реконструируешь европейскую армию, например, армию Наполеона, ты вынужден все-таки свое имя, если тебя зовут…
И. Кутузов
— Иван Иванов.
С. Миненкова
— Иван Иванов превратить в Жан Жана, потому что будет довольно странно, если в армии Наполеона вдруг окажется Иван Иванов — как минимум, возникнет подозрение, что это засланный казачок. Европейцам в этом отношении проще, потому что если он Жан Франсуа, он и остается Жаном Франсуа.
И. Кутузов
— А если он римский легионер? Я к нему подойду и спрошу: «Как тебя зовут?» Он ответит: «Жан Франсуа — или — Иван Иванов?»
С. Миненкова
— Я думаю, что римский легионер позаботится стать кем-нибудь, как в «Астериксе»…
А. Пичугин
— Скажите, пожалуйста, насколько важна точность в костюмах? Если это военная реконструкция — в оружии? Если это гражданская — чем вы занимаетесь — в каких-то предметах быта, в обиходе? Или есть клубы, в которых где-то важнее историческая точность, где-то важнее какие-то другие вещи?
С. Миненкова
— Это скорее, не клубы, а эпохи. Например, Средние века …
А. Пичугин
— Их сложнее гораздо реконструировать?
С. Миненкова
— Во-первых. Во-вторых, сам подход именно «средневековцев»…
А. Митрофанова
— Вы их называете «средневековцы»?
С. Миненкова
— Нет, на самом деле мы их называем «страшновековцы», но это…
А. Митрофанова
— Это уже оценочное суждение.
С. Миненкова
— Нет, они сами себя так называют. Мы «позднятники», они «ранятники». Они не знают, что у нас, мы не очень представляем, что у них. Но я знаю, что для них материальная составляющая является довлеющей — они делают паспорт на костюм. То есть если ты пришил пуговку такой-то формы и такого-то цвета — покажи источник: раскопки, изобразительный материал, документальное подтверждение.
А. Пичугин
— Я свидетельствую, хотя я повторяю, что я к исторической реконструкции отношения не имею, но, что такое средневековая реконструкция чуть-чуть представляю — это, конечно, темна вода во облацех. Во-первых, есть наверняка клубы, которые занимаются, стараются, по крайней мере, как-то приблизиться к более-менее правдоподобным моделям — но это очень сложно сделать. Причем как раз с нашими сложнее, чем с европейцами, потому что от европейского средневековья остается гораздо больше документов, изобразительных документов, а от нашего — практически ничего. То, что археология дает — ну, в наших условиях очень плохо сохраняется органика. Всё, что было под Москвой, всё истлеет, всё, что было в Новгороде, например, оно сохранится. Но в Новгороде мода новгородская. И то, что носили в это же время в Московской Руси — это две большие разницы.
А. Митрофанова
— Станислава, а как вы изучаете вообще эпоху? Вы шьете костюмы, правильно?
С. Миненкова
— Да, я сама шью костюмы.
А. Митрофанова
— У вас какой-то обмен информацией происходит с вашими коллегами по этому роду занятий? Или вы где-то копаете в исторических источниках, сидите в архивах, или вы сидите в интернете, или как-то еще добываете информацию?
С. Миненкова
— Тащишь всё, что плохо лежит. И сидишь часами в интернете, и пытаешься обмениваться — на что мастера идут не очень охотно. И это можно понять, потому что очень много людей за счет этого живет — у них нет никакой другой работы. Они живут только за счет того, что кто-то, например, шьет сапоги, кто-то делает ювелирные изделия, кто-то шьет платья, кто-то еще что-то. И другой работы у людей нет, тем более что…
А. Митрофанова
— А это прибыльная хотя бы работа?
С. Миненкова
— Когда есть заказы, конечно. А вот когда их нет…
А. Митрофанова
— То есть когда 200 лет Бородинской битве, то заказами все обеспечены?
С. Миненкова
— Да, счастливы были все, на «наполеонику» все мастера были счастливы.
А. Пичугин
— Причем на Бородинское поле едут не только в начале осени на очередную годовщину сражения, но есть несколько дат в течение года, когда на Бородино люди собираются.
С. Миненкова
— Да, в последние выходные мая там был «Стойкий оловянный солдатик».
А. Митрофанова
— А что значит «Стойкий оловянный солдатик»?
С. Миненкова
— Это фестиваль военный, который проводит Бородинский музей, и ребята туда тоже едут. И там, по-моему, не только «наполеоника», но и несколько других времен тоже представлены.
А. Митрофанова
— А как называется ваше время?
С. Миненкова
— Мое лично?
А. Митрофанова
— Да.
С. Миненкова
— Я «наполеонист», также я занимаюсь 18-м веком, если мне… Понимаете, я как мастер, мне для того, чтобы заняться какой-либо эпохой — мне нужно от трех дней до недели. И я могу представить вам любую эпоху.
А. Пичугин
— Напомним, дорогие слушатели, что в гостях у светлого радио сегодня: Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», руководитель клуба гражданской реконструкции «Немецкая слобода»; а также Иван Кутузов — представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны». Сейчас мы с Иваном поговорим, только важный вопрос к Станиславе: вы говорите, что от трех дней до недели нужно, чтобы вникнуть в эпоху. В любую? То есть в Средневековье можете так вникнуть, в 19-й век, во Вторую мировую?
С. Миненкова
— Мне нужно время, чтобы себе сшить этот костюм.
А. Пичугин
— То есть вы можете сшить форму эсэсовца, можете сшить форму красноармейца…
С. Миненкова
— Могу.
А. Пичугин
— Можете средневекового рыцаря…
С. Миненкова
— Ну, рыцаря я вам не сошью, я не кузнец.
А. Пичугин
— Не латы, я имею в виду повседневную одежду?
С. Миненкова
— Да.
А. Митрофанова
— То есть Ярославна, королева Франции это не проблема…
С. Миненкова
— Да.
А. Митрофанова
— Даже страшно предположить, что вы можете сшить. (Смеется.)
С. Миненкова
— В силу своего образования и своего интереса я имею представление об истории и историческом процессе. Какие-то эпохи мне нравятся больше, и в них я соответственно разбираюсь лучше, потому что я целенаправленно искала материал. Какие-то эпохи мне не очень симпатичны, например, Вторая мировая и вообще 20-й век. У меня есть книги по модерну, по крою модерна, но я его не люблю лично, поэтому…
А. Митрофанова
— Иван, а можно вам вопрос? Вы участвуете в этом во всем, или наблюдаете со стороны происходящее?
И. Кутузов
— Я отчасти участвую, но в большей степени, конечно, наблюдаю со стороны — я организатор. И мы вместе с ребятами-реконструкторами стараемся сделать так, чтобы этот дух истории охватил весь город, и кажется, что пока у нас совсем-совсем здорово получается. Кстати, приглашаю всех слушателей на наши площадки — их 30, напомню, по всему городу. Адреса площадок можно посмотреть на нашей официальной странице на сайте mos.ru. Заходите, там есть вся информация — на какой площадке какая эпоха реконструируется, вся программа. У нас всё бесплатно, поскольку это городское событие: мастер-классы, концерты исторической музыки на исторических инструментах, можно посмотреть на баталии времен Петра или на лагерь французов и русских времен Отечественной войны 1812-го года. Мы занимаемся организационными вопросами и с наслаждением смотрим на то, как в этих исторических костюмах реконструкторы взаимодействуют друг с другом — как они воссоздают эти эпохи. У нас можно и на ремесленников посмотреть. Кстати, отдельно выделю замечательную площадку на Кузнецком мосту — там своего рода живое интерактивное реалити-шоу. Туда можно прийти и посмотреть, как жили, например, ткачи, кузнецы, люди самого разного рода занятий в разные времена. То есть они там занимаются обычными повседневными делами какой-то эпохи, не обращают на вас внимания. Конечно, они могут с вами поговорить — вы можете спросить, как его зовут. Он вам скажет свое историческое имя, род занятий… Это такое реалити-шоу на центральной городской площадке.
А. Пичугин
— Конечно, 30 площадок мы не просим назвать, но какие-то самые основные обозначьте.
И. Кутузов
— Если говорить о парковых площадках — это Коломенское и Царицыно прежде всего. А всего у нас пять парковых площадок. Центральные городские: Тверская площадь, Тверской бульвар, площадь Революции, Кузнецкий мост, Манежная площадь — это вот костяк. Детали, повторюсь, можно на сайте посмотреть.
А. Митрофанова
— Иван, а вы же, в большей степени как наблюдатель со стороны, наверняка же общались с участниками процесса. Что они отвечают на вопрос: «Зачем им это всё?» Я не у Станиславы, заметьте, об этом спрашиваю, а у вас. Вы как для себя это объясняете? Зачем?
И. Кутузов
— Я разговаривал со многими реконструкторами, в том числе недавно имел удовольствие пообщаться с девушкой из Италии, ее зовут Барбара Милькеони, она тоже приехала к нам на фестиваль. Я ей задал этот вопрос, она говорит: «Я этим живу — это то, от чего я получаю удовольствие. Мне не нужен театр или еще что-то…» Ну, у всех свои интересы. Ей интерес к реконструкции дает вкус к жизни, дает новые эмоции, дает друзей, и может, даже мужа или жену. Наверняка многие находили в этом узком сообществе, или не очень узком сообществе, находили себе спутника жизни.
А. Митрофанова
— Получается, что если человеку, допустим, не очень комфортно в своем времени, он имеет возможность прожить альтернативную жизнь, что ли? То есть это такая дополненная реальность?
С. Миненкова
— Да, это своего рода эскапизм.
А. Пичугин
— Это нормально? Как вы считаете? Я знаю, что некоторые люди «уходят» в исторической реконструкции в свои века и теряют связь с реальностью. Так же бывает с людьми, которые увлекаются компьютерными играми, так же бывает с…
А. Митрофанова
— Бывают разные варианты: кто-то может сцену с жизнью перепутать…
С. Миненкова
— А что в этом плохого?
А. Пичугин
— А социализация?
С. Миненкова
— А он разве исключен из процесса социализации?
А. Пичугин
— Я видел разных людей.
С. Миненкова
— Ну, знаете, крайности всегда бывают. А есть ли вообще нормальные люди? Давайте тогда сначала определять, что такое нормальный человек.
А. Митрофанова
— В эту сторону можно долго идти и рассуждать, но мне кажется, что нам все-таки важно осознавать себя здесь и сейчас.
С. Миненкова
— На мой взгляд, ничто так не расширяет твои контакты и социализацию, о которой мы говорим, как та же историческая реконструкция. Банальный пример: до того, как ты занимался исторической реконструкцией, у тебя было 3 друга-приятеля, с которыми ты иногда успевал пообщаться. После занятий исторической реконструкцией у тебя есть друзья практически во всех странах на земном шаре: в Австралии, в Германии, в Америке. Ты с ними вступаешь в регулярный познавательный, созидательный контакт.
А. Митрофанова
— У меня появилась одна идея — не знаю, права я или нет, вы меня, пожалуйста, прокомментируйте как-то. Может быть, популярность таких исторических реконструкций сейчас — это ответ на ту разобщенность, в которой мы живем. Мы же атомизированы очень сильно, потому что у нас интернет, социальные сети — огромное количество способов поддерживать друг с другом связь, и не обязательно при этом видеться; получать информацию и при этом не обязательно куда-то выходить и с кем-то общаться. То есть мы сейчас гораздо больше в «норках» сейчас, чем, скажем, еще лет 30 назад. И это своего рода реакция, попытка выхода, попытка преодолеть эту разобщенность?
С. Миненкова
— Нет, я с вами не соглашусь. Во-первых, я не считаю, что социальные сети разобщают людей — наоборот, «Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» connecting people. Потому что ты имеешь возможность посредством этих социальных сетей иметь контакты, которые так, в жизни, ты никогда не сможешь поддержать, например, достаточно активный контакт с Англией, с Францией…
А. Пичугин
— Это безусловно.
А. Митрофанова
— Я сейчас про другое: когда люди заменяют живое реальное общение общением в социальных сетях, вот об этом.
С. Миненкова
— Вернемся к тому, что есть нормальность? Если этому человеку комфортнее так? Имеем ли мы право заставлять его менять комфортное для него существование? А есть, наоборот, активные люди — они на улице к тебе подходят, пристают, хотят с тобой общаться. Мне, например, больше нравятся люди, которые сидят тихо в своей «норке», что-то там шуршат (смеется), чем когда я иду по улице, и ко мне кто-то пристает со странными вопросами.
А. Митрофанова
— Зачем вы крайности такие приводите в пример?
А. Пичугин
— Я тоже люблю крайности, поэтому…
С. Миненкова
— А крайности смыкаются.
А. Пичугин
— Поэтому я всегда примеры привожу: представьте человека, который сидит в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», в «ВКонтакте», в соцсетях беспрерывно. Нужно честно признаться, что редко там люди зарабатывают какие-то деньги большие. В конце концов, когда случается так, что некому его обеспечивать — он пропадает.
С. Миненкова
— Мы все пропащие, потому что мы всё равно все умрем…
А. Митрофанова
— Почему вам кажется, что если мы умрем, то мы все пропащие?
С. Миненкова
— Если смотреть с философской точки зрения, то всё наше существование сводится… Как один мой приятель-англичанин говорит, у них в Англии есть поговорка, что «ты можешь быть уверен только в двух вещах: в своей смерти и налогах». Всё остальное иллюзорно.
А. Митрофанова
— У нас тогда только в одной вещи. (Смеются.)
С. Миненкова
— Но то Англия — стабильность, империя крепка традицией. И если смотреть с этой точки зрения, и с точки зрения вечности, то наше существование зачем? Ну, хорошо — ты родился, ты ходил в школу, выучился, как-то прожил эту жизнь, и потом ты скончался. И что? Если ты хочешь оставить след в истории, то ты должен, как Наполеон, который сделал Францию одной из величайших империй, но потом там всё пошло не так…
А. Митрофанова
— Станислава, я понимаю, о чем вы говорите. Но поскольку мы здесь на радио «Вера», и для нас важно то, что в жизни присутствует не только горизонтальное измерение, то есть родился, женился, растолстел или похудел, и умер, но и то, что в жизни присутствует измерение вертикальное. И в этом смысле, мне кажется…
С. Миненкова
— А разве это противоречит?
А. Митрофанова
— Нет, нет. Просто вы говорите: а зачем? А мне кажется, жизнь она для того, чтобы мы куда-то туда наверх пытались идти…
С. Миненкова
— Хорошо, давайте рассмотрим с вертикальной точки зрения, как вы говорите. Если человек нашел себя в сидении в социальных сетях — ни в чем другом он себя не нашел. Значит, Господь Бог решил, что этот человек должен найти себя в этом. Как говорит моя мама: «Тебе дадут то, что тебе положено». То, что Господь Бог решил — то тебе будет. И неважно — ты приложил к этому усилия… Например, ты пошел в лес собирать грибы — вот ты найдешь ровно столько грибов, сколько тебе положено. Ты можешь заглянуть под миллион кустов, но тебе положено 10 грибов — и ты найдешь ровно 10. Или ты просто прогуливаешься с корзинкой — и ты своих 10 грибов нашел, не прилагая к этому дополнительных усилий.
А. Митрофанова
— Мне кажется, здесь все-таки немного другая логика: от наших усилий очень многое зависит. Но об этом тогда попробуем во второй части поговорить.
С. Миненкова
— Тогда уже будет совсем философская дискуссия. (Смеется.)
А. Пичугин
— Я напомню, что в гостях у нас сегодня: Иван Кутузов — представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны»; Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», руководитель клуба гражданской реконструкции «Немецкая слобода». Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин. Через минуту снова здесь.
А. Пичугин
— Напомним, дорогие слушатели, что в гостях у радио «Вера» сегодня: Иван Кутузов — представитель организационного комитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны»; Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», руководитель клуба гражданской реконструкции «Немецкая слобода». Алла Митрофанова и я, Алексей Пичугин, также вместе с вами здесь, в студии светлого радио. Скажите, пожалуйста, Станислава, «Немецкая слобода» — что это за клуб? Мы с Аллой соседи, живем как раз на территории исторической Немецкой слободы, поэтому нам очень интересно, какое же отношение вы к нашему любимому району имеете?
С. Миненкова
— Непосредственно к вашему любимому району я имею отношение только по названию. Потому что когда нужно было взять какое-то универсальное название, я задумалась: что же такое пролонгированно у нас существует, что охватывало бы все те эпохи, которые мне интересны: петровское время, 18-й век, наполеоновское время, середина 19-го века — но при этом чтобы носить европейское платье. Потому что мне ближе, мне приятнее именно европейские традиции, европейская литература, европейская музыка. Что подходит лучше, чем Немецкая слобода? Если ты не хочешь ходить в венгерском платье, а хочешь ходить во французском платье при Петре I, то тебе прямая дорога в Немецкую слободу. И она существовала в 1812-м году, и она существовала позже, она существовала до Петра — то есть там можно, начиная с 14-15-го века, всё называть европейской слободой…
А. Пичугин
— Там сложности в ее локации…
С. Миненкова
— Но теоретически она была.
А. Пичугин
— Она была в разных местах Москвы: 2 раза она возникала на том месте, где она… Ну, в 1812-м году она уже условно существовала как Немецкая — все разъехались…
С. Миненкова
— Все в Петербург уехали.
А. Пичугин
— Кто в Петербург, кто по всей Москве разъехался — уже не было гетто так называемого, в хорошем смысле этого слова. Потому что европейский город на окраине Москвы 17-18-го веков — это, конечно, интересная история была.
А. Митрофанова
— В общем, пора уже на экскурсию с Алексеем Пичугиным по Немецкой слободе. Вы знаете, у нас время от времени ходит молодой человек в костюме дракончика — это какая-то другая реконструкция, я правильно понимаю?
С. Миненкова
— Может быть, человек в костюме дракончика у вас флаеры раздает?
А. Пичугин
— Нет-нет, он просто ходит по улице, я тоже его видел.
С. Миненкова
— Ну, хочет человек ходить в костюме дракончика.
А. Митрофанова
— Главное, чтобы это радость человеку доставляло.
С. Миненкова
— Вы только что переживали, что люди сидят в социальных сетях — видите, они из них вышли! (Смеются.)
А. Митрофанова
— Главное, чтобы у человека от этого было какое-то ощущение…
С. Миненкова
— Если он не агрессивен… Как сказал, по-моему, Вольтер: «Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода твоего соседа». Он ходит в костюме дракончика, он никому не мешает — он же никого огнем не палит. (Смеются.) Поэтому пусть себе ходит в костюме дракончика.
А. Пичугин
— Я не раз наблюдал, как Алла радуется, когда его встречает.
С. Миненкова
— Сколько радости он приносит людям!
А. Пичугин
— Это правда.
И. Кутузов
— Палить огнем — это уже будет новая форма реконструкции, это следующий этап.
А. Митрофанова
— Но это как раз уже будет нарушением…
А. Пичугин
— Иван, скажите, пожалуйста, вы, наверное, тоже наблюдали на протяжении многих лет, как меняется городское пространство? Вернее, различные городские мероприятия, где участвуют не только исторические реконструкторы, а просто люди, которые как-то себя связывают с наследием прошлых эпох. Я вот наблюдаю последние лет 25 как Москва стала меняться в так называемый лужковский период — как это было, как это развивается сейчас. А раньше, наверное, это странные этно-фольклорные коллективы в странных костюмах, где сочетается совершенно несочетаемое, но тем не менее это что-то наше народное, еще и при пении «Ох ты, степь широкая…» кокошник начинает прорастать. А вот сейчас качественно что-то меняется?
И. Кутузов
— На мой взгляд, да, и сильно. Я тут не возьмусь говорить за ушедший период, но я наблюдаю очень внимательно за тем, что происходит у нас в последние годы в смысле крупных городских мероприятий — не только реконструкторских, не только тех, которые связаны с историей. В целом это очень важный для нас вопрос. Поскольку в городе многое меняется, город становится действительно более удобным, более комфортным, появляется больше пешеходных зон, город у нас все больше и больше приспосабливается…
А. Митрофанова
— Но это кому как комфортным, простите…
С. Миненкова
— Я соглашусь.
И. Кутузов
— …Чтобы по нему ходить с семьей, наслаждаться его красотами, его архитектурой. Чтобы не только из окна своего автомобиля, а чтобы по нему было удобно идти — по большому тротуару, где тебе не нужно, если это компания из трех человек, друг за другом выстраиваться, чтобы как-то на узком тротуаре протиснуться с группой, которая идет тебе навстречу. Можно спокойно прогуливаться с коляской. И как раз городские мероприятия, которые сейчас проводятся в рамках нашего цикла «Московские сезоны», я напомню, это фестиваль «Путешествие в Рождество», уже снискавший любовь не только москвичей, но и туристов, это и летние фестивали, фестиваль «Золотая осень». Их идея в том, чтобы наполнить городские пространства, которые изменились, жизнью, событиями — чтобы людям было интересно туда приходить. Чтобы они могли не только пройтись и посмотреть на архитектуру, друг с другом поговорить, а чтобы у них была широкая палитра занятий: чтобы было интересно сходить на мастер-класс, летом это, как правило, флористические мастер-классы, живопись. Можно просто в центре города бесплатно на пленэре у хорошего мастера поучиться рисовать: морской пейзаж или натюрморт, или что-либо еще. Можно поучиться тому, как правильно оформлять цветочные композиции — один из самых популярных мастер-классов у нас. Массу всего можно поделать у нас в городе. Идея в том, чтобы город наш стал городом возможностей для человека, для его семьи, чтобы ему было приятно, комфортно проводить время и в центре, и за пределами Садового кольца.
А. Митрофанова
— Вы знаете, если так будет, это будет очень хорошо. Но главное, чтобы люди еще добраться смогли до этих точек. Вы понимаете, о чем я говорю.
И. Кутузов
— Я понимаю, о чем вы говорите. Скоро все неудобства уйдут.
А. Митрофанова
— Ладно, я скажу, что это вселяет сдержанный оптимизм. Иван, скажите, возвращаясь к вопросу о реконструкциях: если вам бы пришлось, или вам бы захотелось поучаствовать в происходящем, вы в какой эпохе себя хотели бы увидеть? И в чьем костюме? Мне интересно, я вас слушаю и думаю…
И. Кутузов
— Если честно, я никогда всерьез об этом не задумывался. Если вы не против, я тогда вместе с вами сейчас и пофантазирую. Учитывая мою фамилию Кутузов, это может быть совершенно определенный временной период. И опять же, учитывая фамилию, это может быть совершенно определенный герой. У меня часто спрашивают: «А вы родственник того самого?»
А. Митрофанова
— А вы родственник?
А. Пичугин
— Фамилия-то распространенная.
И. Кутузов
— Я всегда говорю уверенно «да», хотя на самом деле я этим вопросом не занимался. Мне, конечно, интересно, но все никак руки не доходили свою родословную посмотреть, древо свое родословное.
А. Митрофанова
— Вы знаете, сейчас очень многие люди всерьез занимаются изучением своих родословных. Мы начинаем постепенно обращаться к свои корням, это здорово. Давайте тоже присоединяйтесь.
С. Миненкова
— Это будет отличный повод отстроить Москву третий раз.
И. Кутузов
— Я надеюсь, все будет не так радикально. Если уже брать частности, мне кажется, что интересным был бы период крымский, где мой родственник лишился своего глаза. Я уже устал, честно вам скажу, от этих шуток — всегда, когда слышат мою фамилию, спрашивают: «А, с двумя глазами». Вот этот период для меня очень интересен: присоединение Крыма, Крымская война, Средиземноморский поход наш первый.
А. Пичугин
— Вы тоже историк?
И. Кутузов
— Нет, я не историк, я по образованию журналист, но немножко меня гуманитарное образование «поцарапало», как говорили у нас в вузе.
А. Митрофанова
— А если бы, к примеру, пришлось выполнять какие-то ролевые задачи, что бы вы предпочли: сражения или поход, или просто привал, чистку мундира или что-то еще? Это же как-то люди сами определяют, чем они будут заниматься во время реконструкции — вот вы бы что выбрали? Мне просто процесс сам интересен. Вот вы сейчас его запустили в своей голове, я пытаюсь разобраться, как это происходит?
И. Кутузов
— Я бы выбрал поход. Я люблю путешествовать, смотреть на новые места и головой крутить в разные стороны — иногда кажется, что шея у тебя уже так удлинилась, что голова повиснет. Интересно всегда смотреть новое, так что поход для меня оптимальный вариант. И кстати, опять же приглашу всех ваших слушателей на наши площадки — там можно себя попробовать в самых разных формах: и поход, и военная реконструкция. Я думаю, что Станиславе и ее коллегам-реконструкторам на фестивале нашем международном…
А. Митрофанова
— Вы переход через Альпы там не совершаете?
И. Кутузов
— Это, конечно, грандиозные планы, но можно взять на карандаш, я думаю. Да, Станислава?
С. Миненкова
— Это не проблема.
И. Кутузов
— Можно в самых разных амплуа себя попробовать: побывать и в походном лагере Петра, заглянуть в лагерь Наполеона или русский лагерь времен Отечественной войны 1812-го года, сделать что-то своими руками из глины, или посмотреть, как работает кузнец и вместе с ним сделать жетон или что-то еще, какой-то сувенир и взять его с собой на память. И отдельно хочу пригласить наших слушателей, всех-всех москвичей и туристов, всех, кто нас сейчас слышит. У нас грандиозная программа планируется на большие выходные накануне Дня России: 10-го, 11-го, и в День России 12-го числа — на Тверской улице. Тверская улица будет пешеходной в этот момент, и там соберутся все эпохи, представленные на фестивале и связанные с историей нашей страны. Это будет день истории России на Тверской улице. И там будет всё самое интересное, что есть на фестивале, в одном месте. Так что обязательно приходите!
А. Митрофанова
— В костюмах?
И. Кутузов
— Можно в костюмах. Либо выдадим.
А. Митрофанова
— Даже так.
С. Миненкова
— Отнимите костюм дракончика. (Смеется.)
А. Пичугин
— Вы гражданской реконструкцией занимаетесь, Станислава — почему вы предлагаете отнимать у кого-то?
С. Миненкова
— Это меня солдаты научили.
А. Пичугин
— Кстати, а почему гражданская? Я представляю себе фестиваль исторической реконструкции, где все с оружием, где все сражаются. Ну, не обязательно сражаются, но, по крайней мере, это как-то демонстрируется. А как происходит ваше участие — участие тех людей, которые занимаются гражданской реконструкцией?
С. Миненкова
— Во-первых, давайте смотреть исторической правде в глаза: армия никогда не существовала сама по себе. Армия, во-первых, проходила по местам, населенным…
А. Митрофанова
— И оседала там временами.
С. Миненкова
— Частично и оседала тоже. За армией всегда следовало астрономическое количество невоенных людей.
А. Митрофанова
— Маркитантки, например.
С. Миненкова
— Не обязательно.
И. Кутузов
— А кто такие маркитантки?
А. Митрофанова
— Мамаша Кураж, например, самый яркий образ. Это женщины, которые торговали из фургонов самыми необходимыми вещами.
С. Миненкова
— Как правило, это солдатские жены. Считалось, что за армией могут следовать только два типа женщин: это вышеупомянутые маркитантки, солдатские жены, и незамужние женщины, назовем их так, которые всегда были очень приветливы и любезны к тем, кто хотел составить знакомство. К тому же, история не исчерпывается только войной, история же, так сказать, 3D — она со всех сторон. Я не люблю войну, я не люблю, когда кто-то кого-то убивает. При всех моих замашках что-нибудь у кого-нибудь отнять — зачем же переходить крайности?
А. Пичугин
— То есть можно просто отнять, не убивая?
С. Миненкова
— Да. (Смеются.)
А. Митрофанова
— Станислава, а как определяется, чем будет наполнена реконструкция — действие само: это будет какая-то будничная жизнь, или экшен?
С. Миненкова
— Успех — он посередине. Мужчинам, ввиду их генетической организации, интересно походить строем, пострелять, побахать…
А. Митрофанова
— Мальчики всегда играли в войну.
С. Миненкова
— Поиграть в войнушку. Я знаю женщин, которым нравится готовить на костре, купаться в холодной воде по локоть, что-то там резать, парить, варить — вот это им нравится. Я к огню не подхожу, я не люблю дыма, что-то в холодной воде делать. Поэтому я нашла лучший для себя вариант: я просто гражданское лицо. Я люблю красивые платья. Любишь — сделай! Я шью себе разные платья, я выезжаю на фестивали, я гуляю себе с зонтиком, я не лезу на поле битвы, потому что мне там не место. Я просто женщина N, которая прогуливается.
И. Кутузов
— Из-за красивой женщины в красивом платье там может совершенно другая битва разыграться.
С. Миненкова
— Ну, мое дело поговорить с победителем. (Смеются.) По международным контактам меня приглашали в Европу — я дважды была императрицей Марией-Луизой. (Смеются.)
И. Кутузов
— Как здорово так говорить!
С. Миненкова
— Для меня в чем прелесть реконструкции? Во-первых, это отличный случай совершить путешествие, это причина. Я побывала, благодаря реконструкции, в тех местах, в которых я просто так не побывала бы никогда, потому что мне бы просто не пришло в голову туда поехать. А тут — ты едешь на фестиваль. Есть люди, которые приехали на фестиваль — они вышли на свою «битву», и больше их ничего не интересует. Есть люди любознательные, как, например, ваша покорная слуга. Я попала в новое место — мне, естественно, везде надо сунуть нос, посмотреть что происходит, ознакомиться, что тут, как тут, повысить свой интеллектуальный и культурный уровень. Это случай съездить и посмотреть Европу. И это для тебя отличный повод, потому что так трудно собраться. А тут — у тебя есть цель, и ты ради нее туда едешь. И апропо ты можешь развить себя — для меня это очень важно. К тому же для тебя это случай показать себя с лучших сторон: сшить себе красивое платье, потому что мне лично некуда особенно ходить. Я из тех людей, которые предпочтут провести дома время с книжкой, чем куда-то выйти. Но красивое платье мне тоже хочется. Глупо себе шить платье, чтобы читать книжку на диване. А тут ты готовишься к фестивалю…
А. Пичугин
— Можно в «Инстаграмме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» выкладывать.
С. Миненкова
— Реконструкция и фотосессия — это отдельная дискуссия.
А. Пичугин
— А сколько у вас уходит времени на пошив платья королевы Марии-Луизы?
С. Миненкова
— Поскольку это императрица, то, соответственно, у нее платье должно быть из соответствующих материалов и с соответствующим оформлением.
А. Митрофанова
— А она сколько раз в день платье меняет?
С. Миненкова
— Это от тебя зависит — сколько сошьешь, столько и будет менять. Ты должен сидеть вышивать это платье... Сейчас с вышивальными машинами дело пошло шибче, но если уж совсем упираться в аутентичность, то сиди и руками вышивай. Поскольку стоимость этих платьев у золотошвеек и тогда была запредельная, относительно уровня дохода населения, сейчас она примерно на том же уровне.
А. Митрофанова
— То есть запредельная?
С. Миненкова
— Да.
А. Митрофанова
— Хочется понять по поводу эскапизма, о котором вы сказали: как здесь удерживать баланс определенный? Как не провалиться в виртуальную реальность, чтобы не потерять себя, не стать окончательно Марией-Луизой, даже Кутузовым? Мне кажется, хорошо, когда человек собой остается.
С. Миненкова
— Я тут только могу вновь сказать, что если человек нашел себя в том, что он осознал себя как Кутузов? Почему нет?
А. Пичугин
— Напомним, что Иван Кутузов — представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны» в гостях у радио «Вера»; Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Также Станислава руководит клубом гражданской реконструкции «Немецкая слобода».
А. Митрофанова
— Иван Кутузов, вы хотели бы все-таки быть Кутузовым (смеется) или Кутузовым? Или вы себя уже нашли?
И. Кутузов
— Здесь однозначно я хотел бы быть Кутузовым во всех смыслах этого слова.
А. Митрофанова
— Которым?
И. Кутузов
— И тем и другим одновременно. Может быть, с мужественностью, храбростью, отважностью одного, и собой тоже иногда хотелось бы бывать.
А. Митрофанова
— Мне кажется, что это важно — чтобы человек помнил об этом. Может быть, это как-то не в тему прозвучит, или из какой-то другой плоскости, но мы же все такие уникальные, нас же Господь Бог придумал каждого со своим лицом. И поэтому мне кажется, очень важно этот замысел о себе реализовывать.
С. Миненкова
— Почему вы не допускаете мысли, что когда Он придумывал нам лицо, Он сразу определил: «А тебе, дружок, быть Кутузовым!»
А. Митрофанова
— Ах, вот как!
С. Миненкова
— И не Иваном, а Михаилом Илларионовичем. Почему нет? Пути Господни неисповедимы.
А. Митрофанова
— Это точно не ко мне вопрос. Вообще, я вопросы задаю, а ответы на них пусть дают умные люди.
С. Миненкова
— В любом случае, успех опять-таки посередине — не зря же греки завещали нам золотое сечение. Крайность любая — это крайность. Баланс должен быть. Естественно, что когда ты начинаешь считать себя Марией-Луизой, наверное, лучше обратиться к врачу. Но когда ты достойно исполняешь свою роль — это ничуть не хуже, чем ты вышел на сцену любого театра, и ты играешь эту роль. Константин Сергеевич Станиславский учил вживаться и осознавать ту роль, которую ты играешь. Здесь по большому счету то же самое. К тому же ты в общем-то ориентирован на вне — ты работаешь для людей. Есть течения реконструкции, которые говорят: «Зачем нам публика? Мы это делаем только для себя». Давайте говорить правду. Вы не делаете это только для себя — вы делаете это, чтобы показать. Потому что только для себя — ты можешь пошить у себя дома, посидеть перед зеркалом, подумать: «Ох, как я хорош!» Снять свой костюм, и ты будешь счастлив. Нет, ты, однако, куда-то едешь, ты общаешься с другими людьми, ты показываешь этим людям себя. И сейчас действительно фестивали реконструкторские стали более многочисленными и более на слуху. Поэтому количество публики увеличилось. Соответственно, мы все уже работаем для публики. В Европе они это отлично понимают. И вот эту грань, которую наши ребята, к сожалению, пока не научились блюсти — от закрытости и ухода от публики со словами: «А, зачем нам эта публика?» В Европе к публике относятся с бо́льшим уважением, потому что они там понимают, что они существуют для этого — они существуют для того, чтобы доставить публике удовольствие, развлечение, познакомить ее с историей страны, научить любить и уважать эту историю.
А. Митрофанова
— Тогда это получается исторический театр, по сути.
С. Миненкова
— Да, это так. Только у него такое специфическое название.
А. Пичугин
— Скажите, пожалуйста, а как дела обстоят с исторической реконструкцией не за рубежом, а в России? Но не в крупных городах, не в Москве и Петербурге, и не в миллионниках, а где-нибудь подальше в глубинке.
С. Миненкова
— Вы знаете, «от Москвы до самых до окраин», что называется — в больших, в малых. На то же Бородино приезжают люди из самых немыслимых мест: из-за Урала… Из-под Владивостока я еще не знаю чтобы кто-то приезжал, но из района Иркутска есть французские гусары — они честно прилетают на каждое Бородино.
А. Митрофанова
— А прилетают они на чем, гусары?
С. Миненкова
— На самолетах. (Смеются.)
И. Кутузов
— Перед началом фестиваля целый «исторический рейс» приезжал, мы условно его с коллегами назвали «эйр-история» — 108 реконструкторов из Италии прилетели спецрейсом. И вышли сразу из самолета в исторических костюмах, мы журналистов позвали посмотреть, как это выглядело. А фестиваль у нас начинался прибытием исторического поезда: на угольной тяге он стартовал от станции «Подмосковная» — это историческая станция начала 20-го века — и прибыл на Рижский вокзал. Там тоже представители всех наших фестивальных эпох вышли и немножко поэпатировали публику, которая была на вокзале. (Смеются.)
С. Миненкова
— Я видела фотографии, особенно мне понравились древние римляне рядом с 18-м веком…
И. Кутузов
— И с солдатами Первой мировой… Да, там был такой исторический интересный «суп».
С. Миненкова
— «Распалась связь времен»…
А. Митрофанова
— Когда она распалась и был констатирован этот факт, следующая задача, которую себе обозначил тот же самый герой — ее соединить. «Время выбито из сустава», — если брать оригинал — его же вправить нужно, эту кость найти…
С. Миненкова
— Вы знаете, это проблема нашей парадигмы мышления. Наша культура линейна: у нее есть начало, и мы все ждем ее завершения. А, например, у индусов нет ни начала, ни конца — она циклична: когда одно закончится, сразу начинается другое. Опять-таки вопрос спорный: это мы привыкли, что сначала есть прошлое, сейчас настоящее, а потом будущее.
А. Митрофанова
— Мы еще привыкли к тому, что есть вечность. Ну как, не то что привыкли, но мы живем в осознании ее…
А. Пичугин
— В ожидании…
С. Миненкова
— Но заметьте, Библия показывает нам начало: есть создание, и будет Страшный Суд, который есть завершение…
А. Митрофанова
— Понятно, что для западной цивилизации время линейно.
С. Миненкова
— А у индусов, например, до прихода англичан истории не было физически. Когда англичане стали пытаться разобраться в том, что происходит, оказалось, что для индусов существование калифа какого-то, который, как англичане выяснили, был за 2 тысячи лет до нашей эры, многие индусы были уверены, что вот он — в соседней земле до сих пор как бы есть. Потому что у них эта цикличность и одновременность времени была в порядке вещей. Сейчас они перешли на европейскую, привитую англичанами систему, но доанглийская Индия не знала линейности времени.
И. Кутузов
— А у нас история есть. И лично я очень рад этому.
С. Миненкова
— Это дело привычки.
А. Митрофанова
— Не только привычки, но мне кажется, и той системы координат, в которой культура существует — это больше, чем привычка. Но ладно, сейчас не об этом. Иван, вы про поезд сказали угольный, который пришел на Рижский вокзал. Мне стало интересно: внутри этого поезда продумана каждая мелочь, каждая деталь? Есть какие-то специально обученные люди, которые этим всем занимаются? Или его арендовали где-то на Мосфильме, условно говоря? И так вот просто привезли людей, которые занимаются реконструкциями профессионально? Что это такое?
И. Кутузов
— Там многие детали были продуманы — это тоже один из этапов исторической реконструкции по нашему замыслу и по замыслу организаторов фестиваля «Времена и эпохи». Там были исторические вагоны, сам локомотив был на угольной тяге.
А. Пичугин
— Паровозов у нас много, в Москве даже остался один паровоз, который реально работает в депо как маневровый. У нас их много на ходу, у нас ретро-поезда есть, депо есть, которые поставляют на эти ретро-прогулки составы.
И. Кутузов
— Кстати, это очередной плюс того, что у нас есть история: есть ретро-трамвайные вагоны и т.д. Это всё наша история, это же здорово!
А. Митрофанова
— Это просто другая реальность.
А. Пичугин
— Хорошо, будем заканчивать нашу программу. Спасибо большое нашим гостям: это Станислава Миненкова — участник международного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Станислава также руководит клубом гражданской реконструкции «Немецкая слобода». Иван Кутузов — представитель оргкомитета цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны». Алла Митрофанова…
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Всего хорошего! Спасибо!
И. Кутузов
— Спасибо! До свидания!
С. Миненкова
— Всего доброго!
Кадетские корпуса

Фото: yasmin peyman / Unsplash
Ещё со школьной скамьи у нас на слуху имена русских героев и полководцев: адмирала Павла Нахимова — героя-защитника Севастополя в Крымской войне или первооткрывателей Антарктиды — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Что объединяет этих людей? Все они были выпускниками кадетских корпусов.
Само слово «кадет» пришло в Россию из Франции и переводится как «младший», «несовершеннолетний». Так французы называли юных дворян, зачисленных на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Туда принимали детей из дворянских семей. Некоторые историки связывают появление кадетских корпусов с императором Петром I: в 1701 году по его распоряжению была открыта Навигацкая школа для мальчиков, где готовили будущих специалистов военно-морского флота. Спустя полвека ученики этой школы были переведены в новый Морской шляхетный кадетский корпус.
За два столетия в Российской империи появилось 26 кадетских корпусов. Их главной задачей была подготовка будущих офицеров, образованных и воспитанных с чувством долга и любви к Отечеству. Унифицированная система образования в корпусах появилась при императоре Николае I.
По достижении 6-10 лет мальчики поступали в корпус на обучение, где на 8 лет становились частью большой воинской семьи. Кроме основных дисциплин, таких, как арифметика, чистописание, Закон Божий и история, кадеты обучались артиллерии, тактике, военной топографии и фехтованию. Ещё выпускники корпусов должны были говорить на нескольких иностранных языках. Особо начальство корпусов следило за поведением: хорошие отметки и исполнительность поощрялись похвальными листами и занесением имени отличника на почётную красную доску. За дурное поведение можно было попасть в карцер. Самым стыдным наказанием ребята считали снятие погон. Для мальчика-кадета погоны были символом их принадлежности к кадетскому братству. У каждого корпуса были свои погоны, свой праздник — день памяти особо почитаемого в корпусе святого и свои герои-выпускники.
Начиная с правления Николая I в кадетских корпусах стали проходить обучение даже дети из царской семьи. Генерал Мелентий Ольшевский вспоминал о том, как после длительного похода среди других кадетов на соломе спал цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель.
Кадетские корпуса стали настоящей кузницей военных кадров императорской армии и даже пережили революцию. Несколько корпусов эмигрировали за рубеж: там продолжили обучение кадеты, уехавшие из России. В эмиграции они сохранили дореволюционные правила и традиции, и передали их новым поколениям кадет, рождённым уже за рубежом. Последний эмигрантский корпус прекратил своё существование в 1964 году в городе Дьеп во Франции.
Таинственной кадетской традицией была «Звериада» — кадетская летопись в стихах, где каждый выпуск добавлял куплет от себя. Ребята вписывали новые куплеты в книгу с картинками в роскошном переплёте и передавали её на ночном параде от выпуска к выпуску. Несмотря на то, что стихи писались в полушутливом стиле, они содержали серьёзные идеи, в духе которых воспитывались будущие офицеры: быть верными Отечеству, подставлять плечо друг другу и никогда не забывать о родном корпусе.
За время своего существования императорские кадетские корпуса выпустили целую плеяду героев и полководцев. Немалое число выпускников эмигрантских корпусов приняло священный сан.
В советской России по образцу старых императорских корпусов в 1943 году открыли Суворовские училища, а сами кадетские корпуса были воссозданы уже в современной России и существуют до сих пор.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 43. Богослужебные чтения

Если вы не смотрели фильм «Молчание», снятый по одноимённому роману японского писателя Сюсаку Эндо — обязательно посмотрите. Это фильм про «молчание Бога» — которое очень сильно описано в 43-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением — давайте его послушаем и затем снова вернёмся к теме, почему Бог иногда «умолкает».
Псалом 43.
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твоё попрём ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня;
8 но Ты спасёшь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твоё будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление моё предо мною, и стыд покрывает лицо моё
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 всё это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простёрли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.
Не буду портить удовольствие от интриги фильма — замечу лишь одно: Бог нередко помещает человека в ситуацию выбора, когда, казалось бы, самое простое и верное было бы дать чёткий, однозначный ответ «оттуда», «сверху», непосредственно от Бога — как правильно? Находясь в острой кризисной ситуации, человек просит, потом молится ещё активнее, потом уже не выдерживает и начинает требовать, он уже буквально кричит к Богу изо всех сил своей души — а в ответ — ти-ши-на. Ни намёка, ни подсказки. В подобной ситуации царь Давид кричит: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?»
В жизни действительно человек порой оказывается перед совершенно открытыми возможностями выбора. Не так часто это бывает, конечно же, — но случается в очень важные, я бы сказал — поворотные моменты жизни. Как решишь — туда и пойдёшь. И обратной дороги уже не будет. Своего рода «точки невозврата». Они — бесценный ресурс, правильно используя который, человек совершает «квантовый скачок», стремительно выходит на принципиально новый уровень. Но вот загвоздка: как же понять, что — правильно, а что — нет? Может, гадальные кости бросить?.. избави Бог даже от мысли подобной!
В «Божественном молчании» скрывается не отчуждение, не нелюбовь, не наказание — а величайшая деликатность Бога по отношению к человеку и вера в то, что сам человек может «перепрыгнуть» себя самого, точнее, своё представление о своих возможностях. Именно в ситуации кажущегося безысходным кризиса вдобавок с Божественным молчанием — то, что на самом деле живёт в сердце человека, его реальные, а не декларативные ценности, предельно обостряются — и через это проявляются. Вот почему Давид и говорит: «Бог знает тайны сердца!» И, как правило, выбор в своём пределе оказывается между двух максимально заострённых ценностей: себя самого — и — любви, обращённой вне себя.
Вот и помещает нас Господь временами в ситуацию выбора: ты где, ты с кем, ты о чём — о себе ли только — или всё же можешь скачком выбраться из липкого самодовольства и развернуть свою израненную душу навстречу целительному свету Божественной силы? Давид вот — смог, значит, и нам тоже — вполне по плечу!
Псалом 43. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты - тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.