Недавно прочитала книгу Александра Гезалова «Соленое детство». В ней автор рассказывает о детстве в сиротском доме, о том, как остаться человеком в условиях острого дефицита любви — с самого юного возраста. Как заново, с нуля научиться жить — ведь в детском доме, судя по всему это обучение почти невозможно. Как строить отношения — с людьми, реальностью и Богом. Чудовищная правда жизни заключается в том, что практически все остальные коллеги Александра по сиротству продолжили свой жизненный путь совсем по-другому. Исправительные колонии и ранний уход из жизни — вот что ждало огромное количество выпускников соленого детства. Книга эта еще и об очень трудном, с напряжением всех душевных и физических сил — пути наверх, непросто в социум, к любимой работе, любимой семье. О пути наверх — до той высоты, когда человек, добившийся всего сам и вопреки всему — достигает высоты духовного роста, с которой видно, как много страждущих и не таких сильных людей — детей и взрослых — нуждаются в помощи. И буквально кидается на помощь. Причем с одной стороны — безоглядную, с другой — конкретную. Это та работа, о которой я знала так мало — но узнала из книги. Она называется «общественный деятель». Правда, в наших реалиях это звучит как-то... скомпрометировано что ли. Как-то мало видим мы этих самых общественных деятелей, чья деятельность вызывает у нас восхищение.
Сразу после книги я познакомилась с автором лично. Успеть познакомиться с таким человеком, как Александр весьма непросто. Надо набрать примерно такую же скорость передвижения в пространстве, чтобы суметь отловить этого неукротимо энергичного, веселого человека, разъезжающего на своей машине по всей Руси великой. По тюрьмам, где сидят наши подростки. По детским домам, где дети ждут знаний о том, что такое семейная и социальная жизнь, дети, которые получают от волонтеров огромное количество конфет, подарков и веселых шоу — но не знают, что такое: жить в семье, влюбляться и любить, строить отношения с окружающими, искать работу. По многодетным семьям, которые для того чтобы производить благоприятное впечатление на органы опеки, должны прикладывать неимоверные усилия — ведь государство помогает им поразительно мало. В Донском монастыре, где сейчас Александр с наместником занимается решением многих проблем, развернулась бурная работа. Мне кстати очень трудно употреблять выражение «социальных проблем»: мне хочется сказать «наших проблем». Так проще и понятнее. Это НАШИ проблемы, которые решают другие люди. Не я. Александр и те, кто помогает ему, как скорая помощь — успевают точечно латать дырки, которые образуются в обществе или так скажем — лечить раны, которые наносятся ежедневно. Разным категориям населения.
Жизнь на такой скорости требует полной отдачи. Что возможно, как я поняла, только при полной уверенности в том, что ты делаешь то, что тебе нравится. При полной уверенности, что твоя семья — в которой у Саши четверо детей — тоже поддержит тебя в этом непрерывном служении.
Я не смогу быстро и емко рассказать обо всем, что в течении дня успевает сделать Александр. Но самое для меня поразительное в том, что я вижу — это счастье человека, назвавшего себя «общественным деятелем». Это конкретная история о том, как надо начать с себя, а вовсе не с возмущения общественным устройством — безусловно, весьма несовершенным. Показать, как можно выйти из соленого детства — и писать книги, играть на гитаре, воспитывать детей, иметь прекрасных друзей, смеяться и сопереживать. Наши «соленые детки», выращенные в дефиците любви и знаний о ней — о любви — нуждаются именно в таких примерах. Живых, с именем и фамилией.
Дело в том, что любое хорошее дело получается, если истоком имеет внутреннюю полноту жизни. Тогда этой полнотой можно поделиться!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.