Недавно прочитала книгу Александра Гезалова «Соленое детство». В ней автор рассказывает о детстве в сиротском доме, о том, как остаться человеком в условиях острого дефицита любви — с самого юного возраста. Как заново, с нуля научиться жить — ведь в детском доме, судя по всему это обучение почти невозможно. Как строить отношения — с людьми, реальностью и Богом. Чудовищная правда жизни заключается в том, что практически все остальные коллеги Александра по сиротству продолжили свой жизненный путь совсем по-другому. Исправительные колонии и ранний уход из жизни — вот что ждало огромное количество выпускников соленого детства. Книга эта еще и об очень трудном, с напряжением всех душевных и физических сил — пути наверх, непросто в социум, к любимой работе, любимой семье. О пути наверх — до той высоты, когда человек, добившийся всего сам и вопреки всему — достигает высоты духовного роста, с которой видно, как много страждущих и не таких сильных людей — детей и взрослых — нуждаются в помощи. И буквально кидается на помощь. Причем с одной стороны — безоглядную, с другой — конкретную. Это та работа, о которой я знала так мало — но узнала из книги. Она называется «общественный деятель». Правда, в наших реалиях это звучит как-то... скомпрометировано что ли. Как-то мало видим мы этих самых общественных деятелей, чья деятельность вызывает у нас восхищение.
Сразу после книги я познакомилась с автором лично. Успеть познакомиться с таким человеком, как Александр весьма непросто. Надо набрать примерно такую же скорость передвижения в пространстве, чтобы суметь отловить этого неукротимо энергичного, веселого человека, разъезжающего на своей машине по всей Руси великой. По тюрьмам, где сидят наши подростки. По детским домам, где дети ждут знаний о том, что такое семейная и социальная жизнь, дети, которые получают от волонтеров огромное количество конфет, подарков и веселых шоу — но не знают, что такое: жить в семье, влюбляться и любить, строить отношения с окружающими, искать работу. По многодетным семьям, которые для того чтобы производить благоприятное впечатление на органы опеки, должны прикладывать неимоверные усилия — ведь государство помогает им поразительно мало. В Донском монастыре, где сейчас Александр с наместником занимается решением многих проблем, развернулась бурная работа. Мне кстати очень трудно употреблять выражение «социальных проблем»: мне хочется сказать «наших проблем». Так проще и понятнее. Это НАШИ проблемы, которые решают другие люди. Не я. Александр и те, кто помогает ему, как скорая помощь — успевают точечно латать дырки, которые образуются в обществе или так скажем — лечить раны, которые наносятся ежедневно. Разным категориям населения.
Жизнь на такой скорости требует полной отдачи. Что возможно, как я поняла, только при полной уверенности в том, что ты делаешь то, что тебе нравится. При полной уверенности, что твоя семья — в которой у Саши четверо детей — тоже поддержит тебя в этом непрерывном служении.
Я не смогу быстро и емко рассказать обо всем, что в течении дня успевает сделать Александр. Но самое для меня поразительное в том, что я вижу — это счастье человека, назвавшего себя «общественным деятелем». Это конкретная история о том, как надо начать с себя, а вовсе не с возмущения общественным устройством — безусловно, весьма несовершенным. Показать, как можно выйти из соленого детства — и писать книги, играть на гитаре, воспитывать детей, иметь прекрасных друзей, смеяться и сопереживать. Наши «соленые детки», выращенные в дефиците любви и знаний о ней — о любви — нуждаются именно в таких примерах. Живых, с именем и фамилией.
Дело в том, что любое хорошее дело получается, если истоком имеет внутреннюю полноту жизни. Тогда этой полнотой можно поделиться!
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер