Имя Филиппа, одного из двенадцати учеников Христа, упоминается на страницах Священного писания всего в нескольких эпизодах. Из рассказа евангелиста Иоанна известно, что Филипп привёл к Иисусу апостола Нафанаила, а позднее – неких эллинов, пожелавших увидеть Спасителя. С Филиппом Христос беседовал о том, как накормить пять тысяч человек, перед совершением чуда умножения хлеба и рыбы. Во время Тайной Вечери Филипп просит Господа показать ученикам Бога Отца.
Этой информации учёным было недостаточно, чтобы признать апостола Филиппа реальным историческим персонажем. Тем более, что до недавнего времени научное сообщество не располагало артефактами, которые могли бы подтвердить его существование. Однако, в 2011 году итальянский профессор Франческо Д'Андрия сделал сенсационное заявление. По словам учёного, работавшая под его руководством группа археологов во время раскопок древнего города Иераполиса в западной части Турции обнаружила гробницу апостола Филиппа.
Комментарий эксперта:
Следует заметить, что для итальянских исследователей находка на раскопках Иераполиса не была неожиданной – к обнаружению могилы апостола Филиппа они шли больше пятидесяти лет. Впервые вопрос о проведении раскопок на восточном холме современного турецкого города Денизли поставил профессор Туринского политехнического института Паоло Верзоне ещё в 1957 году. В своих изысканиях профессор опирался на церковное предание, которое сохранило сведения, что апостол Филипп проповедовал Евангелие в Малой Азии и был распят и похоронен в Иераполисе. В ходе изысканий, предпринятых Паоло Верзоне, был обнаружен шедевр византийской архитектуры пятого века–церковь, построенная из золотистого камня травертина. Удивителен проект этого здания – восьмиугольник, вписанный в квадрат. Профессор Верзоне был уверен, что храм построили на месте мученической кончины апостола, и надеялся обнаружить могилу святого. Но поиски зашли в тупик, а в дальнейшем были заморожены по указанию турецких властей.
Возобновились археологические работы в начале третьего тысячелетия, и оказались успешными! Потревожив грунт в сорока метрах от восьмигранного храма, учёные обнаружили скопление искусно обработанных блоков из травертина и мрамора. Под завалами археологи нашли треугольный фронтон погребального сооружения первого века. Орнамент и элементы декора – виноградная лоза, рыбы и чаши, указывали на то, что гробница принадлежит христианину. На одной из плит сохранилась надпись на греческом языке «Бог помнит обо мне». И хотя не нашлось безусловных подтверждений, что здесь похоронен именно апостол Филипп, итальянские учёные настаивали, что это так и есть.
Между тем, новость о находке в Иераполисе неожиданным образом отозвались на другом конце земного шара. Гробницу, обнаруженную экспедицией профессора Франческо Д'Андрия, узнали в изображении на одном из своих экспонатов сотрудники американского музея города Ричмонда!
Комментарий эксперта:
Музей Ричмонда в начале двадцатого века приобрёл у частного коллекционера византийскую бронзовую печать пятого столетия с изображением апостола Филиппа. В подлинности этого артефакта учёные не сомневались, а вот предлагаемый древним художником сюжет вызывал недоумение. Апостол изображен на штампе раздающим хлеб. Фигура святого помещена между двух зданий. В граненых очертаниях правого здания исследователи без труда узнали восьмиугольную конструкцию храма, обнаруженного в 1957 году профессором Верзоне. А вот сооружение, изображенное слева от апостола, долгое время не поддавалось идентификации. Каково же было торжество учёных, когда выяснилось, что треугольный фронтон гробницы, представленной профессором Д'Андрия как место захоронения святого Филиппа, полностью повторяет рисунок на печати в американском музее!
Итальянские учёные предположили, что восьмигранная базилика была построена в пятом веке на месте мученической кончины святого Филиппа, а часовня с треугольным фронтоном сооружена над могилой апостола. Вокруг святынь располагались здания, предназначенные для паломников – раскопки этих сооружений ведутся и поныне. Вероятнее всего, в Иераполисе в пятом-седьмом веках действовал монастырь, посвящённый одному из самых близких учеников Христа. И византийская печать, хранящаяся в американском музее, почти с фотографической точностью представила центральный ансамбль этой обители.
У специалистов остается ещё много вопросов. Однако, никто не станет утверждать, что апостол Филипп – выдуманный персонаж. Евангелие правдиво, и археологические исследования в очередной раз это подтвердили.
Астрахань. Братья Василий, Александр и Иван Губины
В историю города Астрахани вписаны имена братьев Губиных — Василия, Александра и Ивана. Они родились в крестьянской семье в шестидесятых годах девятнадцатого века. В молодые годы сообща занялись продажей древесины, на этом разбогатели и вошли в купеческое сословие. В Астрахани Губиным принадлежали лесопильные заводы, пристани и склады. Будучи глубоко верующими, братья щедро тратили своё богатство на благотворительность. На средства добродетельных купцов существовал приют для бедных стариков. При богадельне Губины открыли лечебницу, куда мог бесплатно обратиться каждый нуждающийся. Меценаты многие годы были попечителями Астраханской Мариинской гимназии и духовной семинарии. Построили в городе несколько храмов. Один из них, посвящённый Иоанну Предтече, стал семейной усыпальницей Губиных. Эта церковь действует и сейчас. И на богослужениях жители Астрахани молятся об упокоении создателей храма, рабов Божиих Василия, Александра и Иоанна.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Астрахань. Архиепископ Филипп (Ставицкий)
В 1928 году в Астрахани из двадцати пяти храмов пятнадцать принадлежали обновленцам. Так называли сторонников церковной реформы, полностью подконтрольных советскому режиму. В этот непростой период Астраханскую епархию возглавил архиепископ Филипп (Ставицкий). Владыка отстаивал возвращение храмов православным и призывал раскольников к покаянию. Его усилиями целые приходы возвращались в Православную церковь. Это вызвало недовольство властей. Архиепископа Филиппа арестовали и отправили в ссылку. Владыка в письмах поддерживал и укреплял паству. Вернувшись из заключения в 1943 году, он продолжил служение. Ещё при жизни архипастыря верующие замечали его прозорливость. По молитвам владыки совершались исцеления. После кончины архиепископа Филиппа его захоронение у Покровского собора Астрахани стало местом паломничества.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Многозначные слова — излишество или необходимость
Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова